Омск > Архитектура
и градостроительство
Архитектура и градостроительство Омска
Главные преобразования в Омской
крепости произошли под руководством начальника Сибирского корпуса генерала
И.И. Шпрингера, который собрал профессионально крепкий коллектив военных инженеров.
В 1768 году началось строительство новой крепости на правом берегу Оми. Она
занимала уже 30 гектаров, имела четыре бастиона и три полубастиона и была единственной
на то время в Сибири крепостью второго класса. Специально для ее возведения
на левом берегу Иртыша были построены кирпичные заводы, а для доставки кирпича
на стройку сооружены паромные переправы. Самым первым каменным сооружением крепости
стал Воскресенский собор, заложенный в 1769 году. Вскоре в новой крепости
были построены генералитетский дом на каменном фундаменте, провиантская канцелярия,
гауптвахта, протопопский дом, дом офицерского собрания, казармы.
От того времени в Омске сохранилось здание бывшей гауптвахты (1781,
ныне облвоенкомат) и лютеранской кирхи (1792, ныне музей УВД). К старейшим
постройкам с полным правом можно отнести и здание денежной кладовой - одного
из первых кирпичных сооружений новой Омской крепости.
Сохранился до наших дней и комендантский дом, построенный в самом конце
XVIII века, в 1799 году, в юго-западной части второй крепости (ныне ул. Достоевского,
1). Именно в этом доме вплоть до 1864 года жили коменданты крепости, последним
из которых был А.Ф. де Граве, участник Отечественной войны 1812 года, человек
образованный, просвещенный, отличавшийся мягкостью и великодушием, в том числе
и по отношению к отбывающим в Омске наказание (1850 — 1854 г.г.) петрашевцам
Ф.М. Достоевскому и С.Ф. Дурову. Сохранились документальные свидетельства, что
Федор Михайлович бывал в гостях у коменданта.
В 1971 году на фасаде дома появилась мемориальная доска с текстом: «В этом
доме бывал великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский» (автор — скульптор
Д.Ф. Манжос). Позднее, в 1982 году, после реконструкции, здесь был открыт литературный
музей, носящий имя автора романов «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы»,
«Идиот» и других всемирно известных произведений.
К сожалению, первый каменный храм Омска — Воскресенский собор, в который ходил
молиться писатель, был разрушен в 1958-1959 годах. Сегодня в скверике рядом
с памятником Ф.М. Достоевскому, где прежде возвышался храм, просматриваются
остатки его фундамента, а под землей, как утверждают краеведы, прекрасно сохранились
храмовые подвальные помещения.
В 1829 году выдающимся инженером и архитектором В.И. Гесте совместно с омским
землемером Панютиным был разработан новый генеральный план развития города.
В Омске на смену стиля сибирского барокко пришел классицизм, который господствовал
в городской архитектуре вплоть до пятидесятых годов XIX века. Именно тогда,
в 1820—1850 годы, возникли архитектурные ансамбли, ставшие настоящим украшением
городских улиц. Величественное здание Войсковой канцелярии, переданное
позже под Сибирский кадетский корпус, вместе с Казачьей площадью и венчавшим
ее Свято-Никольским собором составили прекрасный ансамбль, и сегодня восхищающий
своей красотой и гармонией. По некоторым предположениям, автором проекта здания
Войсковой канцелярии был академик А.П. Брюллов, брат знаменитого живописца Карла
Брюллова. Этот талантливый архитектор разрабатывал интерьер Малахитового зала
в Зимнем дворце
в Санкт-Петербурге.
Особо заметный вклад в формирование облика города во второй половине XIX века
внесли выпускники Московского дворцового архитектурного училища архитекторы
Ф.Ф. Вагнер и Г.С. Вершинин, благодаря которым архитектура Омска приобрела черты
стилизаторства.
Так в 1867 году центр Омска украсило великолепное здание генерал-губернаторского
дворца (ныне музей изобразительных искусств имени Врубеля), прежде невиданного
в провинции, сравнимого по величию и красоте разве что со столичными петербургскими
дворцами. Городской архитектор Ф.Ф. Вагнер решил новую постройку в ренессансном
стиле осуществлялось по заказу омского генерал-губернатора Г.Х. Гасфорда. Нашим
современникам следует оценить в полной мере масштабные начинания этого высокопоставленного
царского чиновника. Это при Гасфорде были приняты меры по упорядочению строительства
домов в Омске, тщательно стала продумываться планировка улиц и их названия.
С именем генерал-губернатора связано появление в городе в 1851 году первых ста
фонарей для освещения улиц и казенных зданий, начало озеленения Омска. При нем
же были возведены здания Войскового правления (нынешний кадетский корпус),
интендантства, Благородного собрания, положено начало строительству генерал-губернаторского
дворца, построен новый тюремный замок, открыты приходская школа и фельдшерские
курсы. Да и Любина роща, получившая название по имени рано умершей, но
вошедшей в легенду первой жены Гасфорда — Любаши, при его правлении стала, по
сути, настоящим городским садом. Вторая генерал- губернаторская жена, молодая
и инициативная, стала основательницей приюта «Надежда», чем и увековечила свое
имя.
Уже после отъезда Гасфорда в Омске появился талантливый архитектор Э.И. Эзет,
воспитанник петербургской Академии художеств. В 1870-1880 годах им были построены
здания, несущие в своем облике признаки поздней эклектики. Среди них здания
мужской и женской гимназий (ул. Тарская, 2; ул. Ленина, 10).
К концу XIX века Омск окончательно созрел для изменений в экономической и
интеллектуальной жизни. Это не могло не отразиться на архитектурном облике города.
В 1890-1900 годы местная архитектура отличалась Фальконе всевозможными разновидностями
эклектики, то есть смешения стилей.
Первый поезд, пришедший в Омск в августе 1894 года, привез с собой наступление
новой эпохи. Время динамичного развития получило отражение и во внешности города:
в притягательной красоте «Московских торговых рядов» — нынешнего Любинского
проспекта; множестве других выразительных сооружений. В архитектурную ткань
главной торговой улицы Омска были вплетены элементы романского зодчества, барокко,
русского классицизма, ренессанса.
В 1905 году был построен Омский городской театр (архитектор И.Г. Хворинов),
который позднее увенчала статуя Крылатого гения. Это уникальное здание, капитально
отреставрированное и обновленное к своему сто летнему юбилею, является одним
из самых выразительных символов сибирского города. А труппа академического театра
драмы признается одной из лучших в нашей стране.
В общем, начало лось появлением множества интересных по| архитектурному решению
зданий. Например, Общественного собрания, где в советское время располагался
театр музыкальной комедии. (Его, к сожалению, не смогли уберечь от первого разрушения
в начале 90-х годов XX в. и полного исчезновения в 2006 г.). Или двухэтажное
здание Казенной палаты и Губернского казначейства (инженер Н.Е. Вараксин, 1900
г., ныне министерство сельского хозяйства). Интересно в архитектурном отношении
решались и частные здания. До сегодняшнего дня украшает город особняк купца
Батюшкина (ныне городской дворец бракосочетания). Более всего это здание
получило известность в качестве резиденции адмирала Колчака (с декабря 1918
по ноябрь 1919 года).
В первом десятилетии XX века в России стали популярны здания, исполненные в
русском стиле. К ярким образцам таковых в Омске можно отнести здание Городской
думы (инженер Н.Е. Вараксин, художник-архитектор Г.С. Бартковский,1896-1906
г.г.). Ансамблевый комплекс Духовной Консистории и Архиерейского дома,
ныне ставший частями административного здания УВД, нёс в себе черты посадской
храмовой и гражданской архитектуры (архитектор Е. Морозов. 1903-1907 г. г.)
Это время отмечено и проникновением в Омск стиля модерн, поначалу смешанного
с другими архитектурными стилями. Яркий образец такого эклектического модерна
— трехэтажный дом на ул. Думской (доходный дом С. Кадыша, ул. 10 лет
Октября, 11). А в чистом виде модерн проявился в омской архитектуре только во
втором десятилетии XX века.. Это отчетливо заметно по зданию Акционерного
общества кузнецких каменноугольных копей (ныне общежитие сельскохозяйственного
техникума, ул. Орджоникидзе, 14). Примером национально-романтической разновидности
модерна можно считать здание сельскохозяйственной школы (инженер Ф.А. Черноморченко,
1914 г., ныне Омская сельскохозяйственная академия). Образцом позднего модерна
по праву называют здание, пристроенное в 1915 году по улице К. Либкнехта к дому
А. Ганшина (ныне главный корпус Омской медицинской академии, ул. Ленина,
12).
В эти же годы можно проследить появление в омской архитектуре неоклассики.
На улице Гасфордовской (ныне К. Либкнехта) в 1914-1915 годах появился замечательный
неоклассический ансамбль зданий страховой компании «Саламандра» (архитектор
Н.Н. Веревкин) и торговых обществ «Треугольник» и «Тверская мануфактура»
(архитекторы Н.Н. Веревкин и А.Д. Крячков). Классические элементы придают особое
очарование и таким монументальным постройкам тех же лет, как управление Омской
железной дороги (1914 -1916 г.г., ныне университет железнодорожного транспорта,
архитектор Ф.И. Лидваль, скульптор В.Ф. Винклер), здание Судебных установлений
(1916 г., ныне За-законодательное собрание Омской
области, архитектор В.А. Прусаков), городской Торговый корпус (1914 г.,
архитектор А.Д. Крячков, ныне Врубелевский корпус музея изобразительных искусств).
Надо заметить, что Омский музей изобразительных искусств имени Михаила
Врубеля, занимающий сегодня два великолепных исторических здания, располагает
богатейшей коллекцией живописи, графики, скульптуры. В экспозицию и фонды музея
входит одно из лучших в России собраний полотен Венецианова, Айвазовского, Врубеля,
Крамского, Маковского, Борисова-Мусатова, Верещагина, Левитана, Кончаловского,
Кандинского, Бенуа, Бакста, Коровина, Ларионова, Лентулова, Нестерова, Поленова,
Репина, Рериха, Серова, Сурикова, Ярошенко и других выдающихся русских, а также
западно-европейских мастеров.
На рубеже ХХ века были сделаны попытки системного переустройства омских улиц,
хотя, как уже отмечалось, еще в шестидесятые годы XIX столетия в Омске появились
первые сто фонарей уличного освещения. Инициатор этого нововведения архитектор
Вагнер сумел добиться от местных властей запрещения строительства домов на территории
города без фундамента и нормальной крыши. А прежде случалось горожанам строить
совсем непритязательные домики, крыши которых покрывались земляным дерном или
березовой корой.
Первая мостовая в городе на Иртыше появилась в 1898 году между Ильинским собором
и мостом, построенным через Омку недалеко от места ее впадения в Иртыш
(почти на том же месте сегодня располагается Юбилейный мост). Протяженность
той исторической мостовой насчитывала всего 350 метров, но омичи гордились тем,
что центр их города приобретал цивильные европейские черты, еще более утверждая
Омск в статусе первого города Западной Сибири. Но в ту пору, за неимением камня,
мостить приходилось с помощью жженого кирпича и речной гальки. А тротуары в
городе и вовсе были деревянными.
Появление железной дороги позволило наладить подвоз камня с Урала. Целое десятилетие
— с 1904 по 1914 год — омские улицы мостились привозным уральским камнем. За
это время строители-дорожники сумели вымостить практически весь центр города:
улицы Дворцовая (часть улицы Ленина на левом берегу Оми), Думская (нынешняя
10 лет Октября), Томская (нынешняя Лермонтова). А на правом берегу Оми каменные
мостовые появились на улицах Бутырская (ныне Герцена), Шпрингеровская (ныне
Партизанская), Капцевича (ныне Красный путь), Казнаковская (ныне часть улицы
Ленина). Поставки камня с Урала были прекращены только с началом первой мировой
вой-ны. Приостановились и дорожные работы в Омске.
В послевоенное время началась реализация грандиозной программы благоустройства
и озеленения Омска. Появилось множество ухоженных скверов, парков, садов, аллей,
цветников, дендрариев, новых фонтанов. В шестидесятые годы Омск, наконец, развернулся
лицом к реке — появилась Иртышская набережная. А на стрелке Иртыша и Оми возвели
похожее на гигантский корабль здание речного вокзала.
Наступила пора обновления улиц, освоения новых пространств, превращения патриархального
старинного Омска в огромный современный город со смелыми архитектурными и инженерными
проектами. В городе появились современные здания торгового центра, музыкального
театра, спортивно-культурного комплекса «Иртыш» с ледовой ареной (сейчас СКК
им. В. Блинова), нового автовокзала.
Отмеченные «демократическими» реформами девяностые годы прошлого века, обернулись
для экономики Омска, как и всей страны, тяжелейшим кризисом. Но даже в этих
условиях в городе появились новые приметные здания, самым ярким из которых стала
в 1995 году одна из крупнейших и самых красивых в России областная научная)
библиотека им. А.С. Пушкина. Уже в новом тысячелетии на глазах омичей воплотился
грандиозный проект строительства метромоста им. 60-летия Победы (2005 г.) через
Иртыш.
Ведется активная проходка будущего омского метрополитена. Растут новые микрорайоны
Левобережья. Неузнаваемые архитектурные одежды и новое инженерное решение обретает
Иртышская набережная. Появился новый железнодорожный вокзал пригородного
сообщения, а старый, дальнего сообщения, сохранив свой стиль и архитектуру,
реконструирован, стал еще одной жемчужиной Транссиба. Настоящим украшением проспекта
Маркса стал великолепный театр куклы, маски, актера «Арлекин». По соседству
с культурно-спортивным комплексом имени Блинова, на бульваре, носящем имя нашего
земляка, выдающегося поэта Леонида Мартынова, по инициативе горожан открыта
аллея омских литераторов. Год от года она пополняется памятными камнями, посвященными
известным омским поэтам и прозаикам.
Омичи гордятся возрожденным и обновленным залом органной и камерной музыки,
который разместился в одном из старинных зданий на улице Партизанской. Вскоре
здесь появится впечатляющий филармонический комплекс, являющий собой синтез
современности, лучших черт культуры и архитектуры прошлого.
Прошлое с настоящим соединилось и в истории Омского кадетского корпуса,
давшего России немало достойных сынов. В этом старейшем военном учебном заведении
Сибири, которое после реставрационных работ восхищает своей изысканностью и
красотой, возобновлен процесс воспитания будущих защитников Отечества. В перечне
славных имен его выпускников разных лет Г.Н. Потанин, Г.Е. Катанаев, И.Н. Шухов,
Ч.Ч. Валиханов, В.В. Куйбышев, Д.М. Карбышев, Л.Г. Корнилов и другие выдающиеся
личности.
Отрезок улицы Ленина, названный народной молвой еще в начале прошлого века
Любинским проспектом, сохраняет неповторимый аромат старины в облике каменных
двухэтажных зданий, увенчанных модными в на-чале века куполами-«ананасами».
На этой улице отсчитывают время замечательной истории сибирского города городские
куранты. Возле универсального магазина бывшей именитой омской купчихи Шаниной,
построенного по проекту И.А. Хворинова, получила прописку скульптура, прообразом
которой стала знаменитая губернаторская жена Любаша. На другой стороне улицы
выглядывает из люка добрый «домовой» этого старинного уголка Омска — сантехник
Степаныч.
Сегодняшний Омск устремляется в будущее, не прерывая духовной связи с лучшими
традициями, заложенными в далеком прошлом. Гармоничное, естественное соседство
старины и новых архитектурных комплексов — это уже данность третьего тысячелетия.
Задача сегодняшних зодчих и городских управленцев — развивая Омск, максимально
бережно сохранить все, что досталось нам от предыдущих веков, сберечь неповторимую
ауру старинного сибирского города и не утратить бесценные крупицы незримой нити
времен.
Памятники архитектуры:
- Рекомендуем увидеть комендантский дом, построенный в 1799 г. в юго-западной
части второй Омской крепости. Здесь бывал ссыльный Федор Достоевский, которого
как равного принимал комендант де Граве. Ныне в здании размещается литературный
музей, носящий имя великого писателя.
- В архитектурные элементы фасадов Любинского проспекта вплетены элементы
романскою зодчества, барокко, русского классицизма и итальянского Ренессанса.
- Бывшая гостиница «Россия» построена в 1906 г. Ныне — гостиница «Октябрь».
Архитектор И.Г. Хворинов.
- Дворец генерал-губернаторов Западной Сибири и Степного края. Архитектор
Ф.Ф. Вагнер. В настоящее время — главный корпус Омского государственного музея
изобразительных искусств им. М. Врубеля.
- Осенью 1914 г. по проекту архитектора АД. Крячкова в Омске построено здание
городского торгового корпуса. Ныне здесь располагается богатейшая в Сибири
коллекция Омского государственного музея изобразительных искусств им. М.А.
Врубеля.
- Здание бывшего магазина купчихи М.А. Шаниной. Построено в 1898 г.
по проекту архитектора И.Г. Хворинова.
- В 1918-1919 г.г. в доме Батюшкина находилась резиденция Верховного
правителя России адмирала А.В. Колчака. В 2004 г. на здании установлена мемориальная
доска лидеру белого движения в годы гражданской войны.
- Жемчужина Великого Сибирского пути — здание управления Омской железной
дороги. Построено в 1917 г. Архитектор Ф.И. Лидвалъ. Автор аллегорических
скульптур и лепки на фронтоне, фасадах, а также в интерьерах здания — чешский
скульптор В.Ф. Винклер. Ныне — один из крупнейших ВУЗов Сибири — Омская государственная
академия путей сообщения.
- Омский органный зал обладает замечательной акустикой, а его орган
— один из лучших в России. Здесь гастролируют лучшие органисты и камерные
коллективы России и мира, проходит международный фестиваль органной музыки.
- Омская государственная областная научная библиотека им. А.С. Пушкина
— одна из крупнейших в России. Здесь сосредоточено более 2 млн. экз. хранения.
1995 г. Архитекторы Г.И. Нарицына. ЮА. Захаров. Скульптор ВА. Трофимчук. В
фонде редких изданий библиотеки им. А.С. Пушкина хранятся настоящие реликвии
русского книгоиздательства, истории и культуры.
- Здание бывшего кинотеатра «Кристаллъ-Паласъ» и гостиницы
«Россия», 1917 г. Ныне — зал органной и камерной музыки Омской государственной
филармонии.
|