Каждый год туристические круизные лайнеры проплывают по водному пути между
Москвой и Санкт-Петербургом, проходя мимо знаменитой «затопленной»
колокольни «на волнах», которая первоначально была частью собора
Святого Николая в Калязине.
Дальше к северу, уже в Вологодской области, на том же водном пути находится
не менее впечатляющая архитектурная жемчужина — частично затопленная церковь
Рождества Христова в бывшей деревне Крохино.
Первоначально расположенная на высоком левом берегу реки
Шексна недалеко от города
Кириллов, Рождественская церковь вместе с деревней, которая её окружала,
была затоплена водами Шекснинского водохранилища, созданного после Второй мировой
войны путём перекрытия реки плотиной для строительства гидроэлектростанции.
Самое раннее упоминание о Крохино датируется 1426 годом в записях близлежащего
Свято-Кирилло-Белозерского
монастыря. Археологические свидетельства, по-видимому, связывают деревню
с местом древнего поселения Белоозеро до его перемещения на запад на место современного
Белозерска. На
протяжении десятилетий, примерно на рубеже 19 века, Крохино процветало благодаря
торговым кораблям, курсирующим вдоль Мариинского канала.
Церковь Рождества Христова, по-видимому, строилась поэтапно в течение длительного
периода с 1788 по 1820 год. Его дизайн повторял так называемую “корабельную”
форму главного строения в виде куба и нижней трапезной, простирающейся на запад,
с колокольней (нос “корабля”), пристроенной к западному концу.
На первом этаже находился главный алтарь, посвящённый Рождеству Христову,
с двумя дополнительными алтарями, посвящёнными святым Петру и Павлу и Святому
Николаю в пристройке трапезной в западной части. В верхней части церкви, построенной
в начале 19 века и освящённой в 1820 году, находился алтарь Воскресения Христова.
Церковь Рождества Христова отражает упрощённый стиль барокко, который просуществовал
в провинции гораздо дольше, чем в Санкт-Петербурге и Москве. В двух столицах
России дизайн церквей уже в 1760-х годах начал соответствовать неоклассическому
стилю, излюбленному Екатериной Великой.
Главное сооружение было увенчано восьмигранником, поддерживающим луковичную
крышу, восьмиугольный “фонарь” и единственный купол. Интересно, что этот фонарь
– архитектурный термин, обозначающий сооружение на вершине купола, – вероятно,
спас церковь от сноса.
В 1953 году, когда уже началось планирование водного пути через Шекснинское
водохранилище, местные власти решили установить на церкви сигнальный фонарь
в буквальном смысле этого слова в качестве навигационного ориентира. Маяк, который
перестал функционировать в начале 1970-х годов, отмечал точку, где река Шексна
вытекала из Белого озера.
Трехчастная надвратная конструкция, увенчанная слегка покосившимися крестами,
содержит следы фрески Вознесения в центральной арке. Ворота соединяют железную
ограду, огораживающую территорию церкви.
Торцевая часть апсидального сооружения украшена фресками в рамах на обоих уровнях.
На нижней картине изображено Рождество Христово, а на верхней — Воскресение
- в соответствии с соответствующими посвящениями алтаря.
Каждая труба должна была соединяться с небольшой дровяной печью для обогрева
апсиды в течение долгих холодных и сырых зим. В таких двухэтажных церквях зимой
обычно проводились службы только в нижней (более легко отапливаемой) части.
В течение последних нескольких лет общественная инициатива стремилась сохранить
остатки церкви, включая создание небольшой дамбы для защиты фундамента. Тем
не менее, сбор средств на восстановление конструкций является сложной задачей.