Самым замечательным произведением религиозного искусства в Устюжне
является празднично украшенная церковь Казанской иконы Божией Матери, расположенная
на главном городском кладбище. Её строительство было начато в 1694 году Григорием
Строгановым, который вёл торговые дела в Устюжне.
Внешний вид церкви Казанской иконы Божией Матери имеет сходство с другими строгановскими
церквями конца 17 века. Их фасады из красного кирпича украшены белой отделкой
структурных и декоративных элементов. Обычно эти храмы венчались декоративными
куполами, увенчанными высокими замысловатыми крестами. Однако, в отличие от
других строгановских церквей, церковь Казанской иконы Божией матери расположена
на одном уровне без нижнего придела под главным святилищем.
Первоначальным входом в церковь было крытое крыльцо, выступающее с западного
фасада и ведущее в небольшой вестибюль или притвор. К северному фасаду была
пристроена одноэтажная часовня с алтарём Святой Екатерины. Это компактное помещение
отапливалось для богослужений зимой.
В середине 19 века аналогичная одноэтажная часовня, посвящённая святому Афанасию,
была пристроена к южному фасаду, создав таким образом баланс по обе стороны
от основного двухэтажного строения. В то же время входное крыльцо было расширено,
чтобы соответствовать ширине северной и южной часовен.
Какой бы привлекательной ни была декоративная архитектура, главной особенностью
церкви Казанской иконы Божией Матери является множество фресок середины XVIII
века, написанных в строгом стиле мастерами из Ярославля - одного из важнейших
центров русской религиозной живописи XVII и XVIII веков.
На стиль живописи повлияло западное религиозное искусство и иллюстрированные
Библии из Западной Европы, которые были знакомы ярославским художникам.
Существует точная информация о том, когда и кем были написаны фрески. На арке,
обрамляющей вход из вестибюля в северную часовню, имеется надпись с датами (с
1 июля 1756 года по 26 августа 1757 года) и именами ярославских художников.
Фрески начинаются в малом вестибюле. Войдя в храм, человек погружается в яркий
мир провинциального русского искусства 18 века, заимствованного из запада, но
удивительно наивного в своей выразительности.
Сюжеты фресок вестибюля взяты в основном из Книги Бытия. На левых стенах изображены
сцены Эдемского сада и изгнания из Рая с необычными обнажёнными фигурами Адама
и Евы. На сводах потолка и юго-восточной (правой) стороне изображены Семь дней
Творения.
Другие сюжеты включают Страшный суд (справа от главного портала) и заступничество
Богородицы. На левой стене также висят портреты православных святых в полный
рост, а также изображение Каина, убивающего Авеля.
Две фигуры ангелов украшают красочную перспективную арку, обрамляющую вход
в главную часть церкви. Один ангел записывает имена христиан, входящих в храм,
в то время как другой - Ангел мщения с мечом в руках.
Портал ведёт в парящее пространство, покрытое одной из самых красочных экспозиций
в русском религиозном искусстве. Эффект усиливается дизайном свободного интерьера,
который поднимается к высокому своду с единственным отверстием для главного
купола. Толстые наружные стены выдерживают весь вес сооружения, в то время как
два уровня окон пропускают достаточно света для освещения фресок.
На четырёх сторонах высокого свода изображены восемь торжественных святых дней
русского православного календаря: Благовещение, Рождество Христово, Очищение,
Крещение, Преображение Господне, Пятидесятница, Рождество Пресвятой Богородицы
и Сретение Пресвятой Богородицы. Они окружены повествовательной полосой фресок,
изображающих сцены Страстей Христовых.
Сами стены разделены на четыре горизонтальных ряда. Две верхние связаны с жизнью
и учением Христа, включая такие притчи, как "Работник в винограднике"
и "Блудный сын". Третий ряд сверху посвящён в основном "Деяниям апостолов",
включая эпизоды из жизни святых Петра и Иоанна.
Нижний ряд посвящён сценам из жизни святой Екатерины. Фрески Святой Екатерины,
начиная с её обращения и заканчивая мученической смертью, являются наиболее
наглядными в этом храме.
Средний ряд фресок прерывается крупными изображениями, такими как Чудотворная
икона Спасителя и изображение Марии с младенцем Христом в манере Рафаэля.
В дополнение к настенным фрескам на верхнем уровне толстых оконных проёмов
также есть фрески. Оконные арки хорошо видны и включают в себя такие изображения,
как Спаситель Эммануил, а также несколько вариантов изображения Богородицы -
особенно уместных ввиду посвящения церкви Казанской иконе Богородицы.
На восточной стене находится высокий иконостас, который играет важную роль
в оформлении интерьера. Но он был сделан значительно позже - в 19 веке, и ему
не хватает уникальной яркости фресок. Устюжнинские фрески демонстрируют энергичное,
выразительное использование цвета и формы, которое наполняет все пространство
ощущением чуда.