Киев > Монастыри
Киева > Киево-Печерская Лавра
Киево-Печерская Лавра
Основанная как пещерный монастырь в 1051 году, Киево-Печорская лавра изобилует
золотокупольными храмами, зданиями в стиле барокко и фруктовыми садами. Откройте
для себя тайны восточного православия и спуститесь в катакомбы лавры, чтобы
увидеть мумии особо почитаемых святых. Службы проходят в богато украшенных интерьерах,
наполненных образами, в сопровождении прекрасного хорового пения и при участии
паломников и монахов. Малоизвестные музеи на территории Лавры посвящены скифскому
золоту, микроминиатюрам и декоративно-прикладному искусству.
Лавра - одна из четырёх православных лавр в мире, внесённая в список Всемирного
наследия ЮНЕСКО, - может похвастаться великолепной архитектурой в стиле барокко
и древними фресками на христианские сюжеты. Среди ценных реликвий монастыря
- впечатляющая коллекция религиозных артефактов, которые выдержали испытание
временем. Монастырь представляет собой мозаику духовности и истории, включая
обширную сеть подземных пещер, где когда-то в темных кельях жили, молились и
были похоронены монахи.
Пещерный монастырь богат архитектурными памятниками. Тридцать семь из них были
построены до 20 века. Первый Успенский собор был построен в 1078 году, а главные
ворота с церковью Святой Троицы над ними - 1106-1108 годы; позднее они неоднократно
перестраивались.
После пожара 1718 года и реставрации здания Киево-Печерской лавры были расписаны
и украшены в стиле барокко художниками из иконописной мастерской монастыря;
на фресках были изображены гетманы, князья и митрополиты. До взрыва в 1941 году
в Успенском соборе Киево-Печерской лавры находились могилы Памвы Берынды, Елисея
Плетенецкого, князя Константина Острожского, митрополита Петра Могилы и других
выдающихся дворян.
Строительство храмов Киево-Печерского монастыря финансировалось в 17-18 веках
казацкими гетманами и офицерами. В те годы были построены Крестовоздвиженский
храм с видом на Ближние Пещеры (1700); церковь Всех Святых
над Хозяйственными воротами, построенной на средства предателя гетмана
Ивана Мазепы (1696-1698); храм Святого Иоанна Калибита (Кущник),
Малярная башня, Онуфриевская башня, Ходынникова башня и укреплённые
каменные стены по периметру Лавры; храмы Зачатия Святой Анны
(1679) и Рождества Пресвятой Богородицы (1696) над Дальними
пещерами; и Воскресенский храм (1698).
В 1720-х годах были построены кельи для старейшин совета, новая типография,
пекарня и другие помещения. Многие церкви и здания были изменены в ходе более
поздних реставрационных работ. Большая колокольня монастыря (высотой 96,5 м),
спроектированная архитектором Иоганном Готфридом Шеделем, была построена в 1731-44
годах в стиле классицизма.
Колокольни у Дальних (1754-61) и у Ближних пещер (1759-63)
были возведены мастером-строителем монастыря Степаном Ковниром. Все колокола
были сняты советскими властями в 1931-1932 годах. В XIX-XX веках многие старинные
здания Киево-Печерской лавры были снесены или перестроены в официальном русском
синодальном стиле или стиле ампир. В этом же стиле было построено несколько
новых храмов (например, Трапезная церковь 1893-1895).
Киево-Печорская лавра была основана святым Антонием Печерским в середине 11
века недалеко от села Берестово в пещере, которую будущий митрополит Киевский
Иларион самолично раскопал в склоне прибрежной горы и жил в ней до 1051 года.
Первые монахи выкопали ещё несколько пещер и возвели над ними небольшую церковь.
Киевские князья и бояре щедро поддерживали монастырь, жертвуя не только деньги,
но и ценности и землю, а также строя укрепления и храмы некоторые даже стали
монахами лавры. Многие монахи были из образованных, высших слоёв общества, и
вскоре лавра стала крупнейшим религиозным и культурным центром Киевской Руси.
Двадцать местных монахов стали епископами в XII-XIII веках.
В обители развивалось религиозное искусство (иконы, мозаики, фрески) — наиболее
известны работы мозаичиста и иконописца Алипия Печерского. Со временем возникло
множество народных сказаний и легенд о его святых и чудесном строительстве главного
храма - Успенского собора Киево-Печерского монастыря.
Первые исследования монастыря были проведены в 17 веке Сильвестром Косивом
и Атанасием Кальнофойским.
Киево-Печерская несколько раз подвергался разграблению: в 1096 году - половцами,
в 1169 году - владимиро-суздальским князем Андреем Боголюбским, в 1203 году
0 князем Рюриком (Василием) Ростиславичем и черниговскими князьями, а в 1240
году - монгольским ханом Батыем. Каждый раз, когда монастырь перестраивался,
возводились новые церкви, а подземные ходы пещер и катакомб расширялись.
После периода забвения будущая лавра была восстановлена в 1470 году князем
Семеном Олельковичем, но в 1482 году татары Крымского ханства сожгли обитель
дотла.
Позже монастырь был вновь отстроен, и в конце XVI века Константинопольский
патриарх даровал ему статус ставропигии, освободив от контроля местного митрополита.
К тому времени монастырский комплекс, состоящий из шести монастырей, получил
название лавры.
В течение нескольких лет после церковной унии в Берестье в 1596 году католики-униаты
боролись с православными за контроль над монастырём, но лавра осталась православной.
В 1615 году архимандрит Елисей Плетенецкий установил первую в Киеве типографию
в Киево-Печерской лавре, которая стала важным центром издательского дела в Украине.
Архимандрит (впоследствии митрополит) Пётр Могила реконструировал и украсил
монастырь. В 1631 году он открыл школу при Киево-Печерском монастыре и ввёл
«западную» учебную программу; в 1632 году она была объединена со школой
Киевского Богоявленского братства, образовав колледж (позже названный Киево-Могилянской
академией).
После Переяславского мирного договора 1654 года, периода разорения и подчинения
Украинской православной церкви Москве, в 1688 году лавра
перешла в прямое подчинение Московскому патриарху, сохранив свой статус ставропигии.
В 1718 году пожар повредил большинство зданий Лавры, в том числе Успенский
собор и типографию, а также уничтожил библиотеку и архив. Реставрационные работы
продолжались более 10 лет. Оборонительные стены были построены вокруг монастыря
в 18 веке, а затем расширены в 19 веке.
Культурное влияние Киево-Печерской Лавры впоследствии было серьёзно подорвано
запретом царского правительства на печатание новых книг в 1720 году и введением
Священным Синодом цензуры на все публикации.
К 18 веку монастырь стал очень богатым. Лавре принадлежали 3 города (!), 7
поселков городского типа, 200 деревень и хуторов-хуторок, 70 000 крепостных,
11 кирпичных заводов, 6 литейных мастерских, более 150 винокурен, более 150
мукомольных заводов и почти 200 таверн. В 1786 году российское правительство
секуляризовало её собственность и поставило в зависимость от государства.
В то же время был отменен обычай избрания совета старейшин - руководящего органа
Киево-Печерской лавры. Они стали назначаться митрополитом Киевским, который
также стал архимандритом и имел свою резиденцию на территории монастыря.
Русификация Лавры началась в конце XVIII века и со временем усилилась.
До революции 1917 года в обители проживало более 1200 монахов и послушников.
Это был один из самых известных центров религиозной жизни в православном мире,
привлекавший сотни тысяч паломников. Его самыми известными святынями были мощи
святых монахов, которые были канонизированы митрополитом Петром Могилой в 1643
году.
Пещеры (некоторые из них датируются периодом неолита), в которых когда-то жили
монахи и там же были похоронены и от которых произошло название монастыря, образуют
два подземных лабиринта из туннелей, келий и катакомб, вырытых в мягком песчанике
и известняке. Катакомбы - Дальние и Ближние пещеры - имеют ширину 1,5 м, высоту до
2 метров, а расположены на расстоянии 400 метров друг от друга
Погребальные ниши в стенах имеют глубину 0,5 метра, длину 2 метра и высоту
1 метр; во многих из них до сих пор хранятся мумифицированные останки монахов
и святых.
На территории Киево-Печерской лавры расположено несколько подземных церквей
и часовен: церковь Варлаама в Ближних Пещерах и церковь святого Феодосия в Дальних
пещерах.
В 1921-1922 годах советские власти конфисковали многие реликвии и ценные исторические
и художественные предметы, принадлежавшие лавре, и переоборудовали ряд зданий
для нерелигиозного использования.
Многие иконы и коллекции Киево-Печерской лавры стали частью Лаврского музея
религиозных культов и быта, в котором также находились коллекции нескольких
киевских музеев: Киевского музея церковных древностей, музея Киевского
университета и Исторического музея Украинской ССР.
В 1926 году советское украинское правительство полностью закрыло монастырь
и превратило его территорию (22 ГА) в государственный музей-заповедник — Всеукраинский
музейный квартал, в котором находилось несколько музеев (в частности, антирелигиозной
пропаганды), архивы, библиотеки и мастерские. В 1934 году музейный квартал был
упразднён, и многие из его коллекций постепенно были переданы в новые музеи
Киева.
В 1941 году советские войска, отступая от наступающей армии Вермахта, заминировали
главный храм, в котором когда-то хранилась легендарная чудотворная икона Божией
Матери; мины взорвались 3 ноября 1941 года уже после оккупации Киева немцами.
Также на территории заповедника находятся Национальная историческая библиотека
Украины и Украинское общество охраны памятников истории и культуры. С конца
Второй мировой войны до 1961 года в лавре функционировал монастырь Русской православной
церкви; в нем проживало более 100 монахов. Во время празднования тысячелетия восточнославянского христианства в 1988 году
дальние пещеры монастыря были переданы православной церкви. С 1992 года они
находятся под контролем Украинской православной церкви Московского патриархата
Украинская православная церковь Киевского патриархата, в свою очередь, добивалась
уступки территории Печерского монастыря; однако её усилия не увенчались успехом
из-за решительных протестов УПЦ. В 1998-2000 годах Успенский собор Киево-Печерской
лавры был перестроен силами города Киева. По завершении строительства он был
передан УПЦ.
|