Достопримечательности
Байкала > Кругобайкальская железная дорога
Кругобайкальская железная дорога
Не смотря на то, что Кругобайкальская железная дорога не функционирует в своём
первоначальном своём виде на протяжении нескольких десятков лет, этот термин
продолжает использоваться для тупиковой ветки Слюдянка II - Байкал. Проектирование
КБЖД проводил в первой половине XIX веке А.И. Штукенберг. Планировалось соорудить
мост на понтонах через Ангару,
но вскоре от этого плана пришлось отказаться, так как во время наводнения река
сильно разливается и в период шуги мост был бы бесполезен. В итоге было решено
сооружать железную линию по левобережью Ангары.
Постройка первого участка КБЖД от Иркутска до Байкала проходила с 1896 по
1900. Строительство обошлось бюджету в 3,5 миллионов рублей. Одновременно на
восточном берегу Байкала был достроен участок Сретенск - Мысовая.
Строительство самого трудного участка Слюдянка - Байкал велось в 1902-1904
годах. Сложность заключалась в том, что здесь на берегу была каменистая гряда
высотой до 400 метров, поэтому пришлось прорубать большое количество тоннелей.
В эксплуатацию Кругобайкальская железная дорога была сдана в 1905 году. Ее общая
протяженность составила 260 километров.
В 40-е годы XX века планировалось укрепить Кругобайкальскую железную дорогу
на участке Иркутск-Байкал. Однако, инженеры подсчитали, что такой ремонт экономически
не выгоден, и предложили другой вариант. В итоге было решено переделать узкоколейку
Иркутск - Слюдянка, проходившую через Олхинское плато, в двухколейную.
В середине XX века была построена Иркутская ГЭС, что привело железнодорожный
путь от Иркутска до Байкала в непригодность. В результате маршрут был окончательно
демонтирован, а после завершения строительства этот участок был затоплен. Кругобайкальская
железная дорога перестала существовать: остался тупиковый участок Слюдянка -
Байкал.
Сегодня по Кругобайкальская железная дорога является одной из достопримечательностей
Байкала. Однодневная поездка по ней с остановками в живописных местах на берегу
Байкала входит в программу многих экскурсионных туров. На участке имеется 4
станции: Байкал, Уланово, Маритуй и Култук.
Можно посетить КБЖД и самостоятельно. Для этого нужно купить экскурсию с доставкой
на автобусе из Иркутска в Слюдянку и из Листвянки обратно в Иркутск.
|