Иркутск > Музеи
Иркутска > Музей истории ВСЖД
Музей истории Восточно-Сибирской железной дороги
Становление музея истории Восточно-Сибирской железной дороги напрямую связано
деятельностью бывших руководителей ВСЖД: начальника дороги Г. П. Комарова, как
основателя музея, и заместителя начальника ВСЖД А. И. Долгого как первого директора
музея.
K 350-летию города в центре Иркутска состоялось открытие исторической застройки
130 квартала, названного «Иркутской слободой» A 13 октября 2012 года Восточно-Сибирская
дорога открыла здесь Центр детского технического творчества, где расположился
обновлённый Музей истории Восточно-Сибирской железной дороги .

Дрезина ТД-5
Музей имеет следующие экспозиционные комплексы: «История Российских железных
дорог», в зале можно узнать о зарождении железных дорог в России и увидеть предметы,
железнодорожные инструменты, фотографии конца XIX начала XX вв., в зале «История
Кругобайкальской железной дороги», подробно с рассказа об истории строительства
пути (1900-1915 гг), Байкальский паромной переправы, строительство
тоннеля и строительство моста через бухту Берёзовую. В экспозиции представлены
макеты зданий, подвижного состава, большой фотографический материал и предметы
начала XХ века.

Будка стрелочника
В зале «Байкало-Амурской магистрали» представлены вещи бамовцев, бытовые предметы
50-70-х гг. ХХ в., макеты «Северомуйский тоннель», «Чёртов мост», «Строительство
второго пути».
Лебедянский), деревянный перрон, и станционные скамьи, выполненные без единого
гвоздя, на которых посетителям предлагается укрыться в тени берёз и тополей.
Вагон-теплушка, сыгравшая важную роль в заселении Сибири и Дальнего Востока
начале XX века. Топка паровоза серии Еф No 182, 1915 г., которая после 60-ти
летней «паровозной службы» использовалась в качестве котельной, - отапливала
производственные цеха Иркутского завода дорожных машин, опрокидывающая вагонетка
системы Вестерна, образцы рельсовых соединений, Шпалоподбивочная машина ШПМ-02
1971. г. для ремонта полотна железнодорожного пути. В преддверии 55-летнего юбилея электрификации на ВСЖД, линии Иркутск- Слюдянка,
на натурной площадке были установлены металлические опоры с контактной подвеской
и съёмная вышка, сейчас на ВСЖД не используются эти опоры, что особенно важно
сохранить для будущего поколения. С Кругобайкальской железной дороги были привезены камни со следами обработки,
которые использовались при строительстве тоннелей, галерей и подпорных стенок
в 1900- 1905 гг.
На площадке установлен фрагмент фермы металлического моста царского времени,
взорванного при отступлении белой армии в 1919- 1920 гг. и поднятого в наши
дни со дна реки Ия. В 2011 г. появился ещё один экспонат - ручная пожарная помпа
на конной тяге, служившая в начале XX века для тушения пожаров на железной дороге.
Сегодня открытая музейная площадка на территории Детской железной дороги с
её инфраструктурой - это небольшой железнодорожный парк в городе Иркутске, где наряду с современностью ощущается дыхание старины.
Самыми первыми локомотивами, поступавшими на ещё строившуюся Восточно-Сибирскую
дорогу, были трёхосные (шестиколёсные) паровозы Невского и Коломенского заводов.
В самом начале XX в. на Сибирской дороге работали паровозы следующих серий:
Это были восьмиколесные и шестиколёсные паровозы, в том числе системы «комплунд».
С 1900 г. до 1906 г. в пределах нашей дороги действовала железнодорожная переправа
через озеро Байкал, где паровозы не только
грузили составы в ледокол «Байкал», но и сами перевозились на ледоколе.
- Завод изготовитель: «Калугатрансмаш»
- Назначение: для перевозки рабочих по ремонту пути
- Вес 0,342 кг
- Рабочая скорость 50 км/ч
- Пассажировместимость 5
- Грузоподъёмность 0,5 т
- Работала в ПЧ-9 на Кругобайкальской железной дороге.

Вокзальная скамья устанавливалась в зданиях для пассажиров. Изготовлена по
историческим документам и фотографиям с использованием старых технологий, «без
единого гвоздя», мастерами дистанции гражданских сооружений ст. Иркутск-Пассажирский
в 2006 году. На каждой могли разместиться до 3 пассажиров, которые хотели отдохнуть в ожидании своего поезда.
Деревянная скамейка отличалась сложной конструкцией крыши, изящными металлическими
элементами и кронштейнами в виде спиралей. Скамейка напоминала архитектуру железнодорожного
вокзала.
|