Музеи Иркутской области >
Иркутск > Музей городского
быта
Музей городского быта в Иркутске
С 2008 г. администрацией города было принято решение передать историческое
здание 19-го площадью 170 кв. м. музею истории города Иркутска для открытия
нового филиала. Так появился музей городского быта.
Экспозиция Музея городского быта рассказывает об особенностях быта иркутян,
и даёт представление о вкладе представителей всех сословий в развитие социально-
экономической в культурной жизни города.
В конце 19-го века Иркутск был купеческим городом. Дворян в Иркутске было немного,
и купцы были наиболее значимой социальной группой и опорой общества. Фактически
они управляли городом, строили здесь школы и церкви, больницы и сиротопитательные
дома, музеи и библиотеки.
Быть купцом в Сибири в то время означало занимать достаточно уважаемое положение,
многие стороны купеческого образа жизни стали традициями повседневного уклада
всего городского общества, который теперь представлен в нашем музее.
В частности, здесь воссоздана обстановка и предметы интерьера типичного городского
купца конца 19-го - начала 20-го веков. Посетители смогут увидеть мебель, посуду,
одежду, игрушки, предметы быта в столовой, деловом кабинете, спальне и гостиной.
В музее представлена посуда Хайтинской фарфоровой фабрики.
В середине 19-го века европейские обычаи выбирать невест на балах, привнесённые
в Иркутск заезжими чиновниками дворянского происхождения, постепенно начали
проникать в иркутское общество. В те времена невесте на выданье нельзя было
долгое время принимать одного и того же молодого человека, если она не имела
намерений выйти за него замуж. Он отпугивал других претендентов, и ей грозило
попросту остаться в «старых девах». В день свадьбы к невесте с утра собирались
её подруги и начинали одевать её к венцу. В начале на невесту надевали белую
рубашку, подпоясывали её «крестильным пояском, затем наступала очередь нижней
юбки.
В конце 19-го века множество российских городов были купеческими. Купцы были
наиболее значимой социальной группой и опорой общества. Фактически они управляли
городом, строили здесь школы и церкви, больницы и сиротопитательные дома, музеи
и библиотеки.
Купеческий кабинет нередко служил в качестве "офиса" и "переговорной".
Главное место здесь занято рабочим столом, на котором лежат бумаги и открытки.
Письменный прибор состоит из подставки для перьев и нескольких чернильниц. Дополняет
его пресс-папье - полукруглый брусок с рукояткой сверху и с закреплённым снизу
куском материи, служившим для промокания готового текста. Рядом со столом расположен
шкаф с бутылкой вина для дорого гостя.
В доме имелись и личные комнаты членов семьи, в которые не было доступа для
гостей. Дамская комната предназначалась для чтения книг, письма, работы отдыха
или приёма посещения.
Обстановка дамской говорит о занятиях хозяйки дома. Здесь находится швейная
машинка, произведённая на фабрике «Зингер». Рукоделие являлось обязательной
частью образования женщины хозяйке приходилось много шить для себя, мужа и детей,
для дома. Также в Иркутске существовал и школы кройки и шитья для женщин. В
рекламных объявлениях школ гарантировалось обучение шитья любого платья. Выкройки
модных европейских платьев или костюмов модно было приобрести не только в школах
кройки и шитья, но и выписывая их по прейскуранту. В то время восточные влияния
в оформлении сибирских домов стали очень популярными. Иркутские модницы носили
наряды в китайском стиле и пользовались шёлковыми зонтиками от солнца.
В детской комнате дети проводили своё время, спали, играли, читали книги. Здесь
была кровать, окружённая игрушками, и письменный стол с учебными принадлежностями.
По этикету мальчикам и девочкам в одной семье полагались отдельные комнаты,
обучение детей также проходило раздельно. Купцы и мещане заботились о том, чтобы
дать детям хорошее образование. Они изучали два или три иностранных языка, рисование
и музыку. Для девочек занятия музыкой были обязательными, мальчиков обучали
по их желанию. В купеческих семьях мальчики, когда им исполнялось четырнадцать
лет, начинали помогать отцам и изучать торговое дело, экономику и технические
науки. девочки учились шить под руководством матерей и воспитательниц, а начинали
они с изготовления платьев для кукол.
Хайтинский фарфоровый завод основан в 1869 купцами из местных крестьян Даниилом
и Филиппом Переваловыми. В начале прошлого века Хайтинский завод Перевалова
объединился с производством черемховского купца Щелкунова и стал называться
"Товарищество Перевалова, Щелкунова, Метелова".
К началу XX века отличительным признаком хайтинского фарфора стала роспись
сдержанными красками: серый, голубой, фиолетовый, розовый или им вообще без
росписи; ни на одном фарфоровом изделии того времени нельзя найти ярко-зелёного
или пурпурного цвета, характерного для российского фарфора того же периода.
Применение рельефа на чашках и тарелках можно считать одной из особенностей
раннего хайтинского фарфора.
|