Виды
живописи > Импрессионизм
Критика импрессионистов
Как известно, новое искусство всегда пробивает себе дорогу с большим трудом.
Непросто новаторам преодолевать десятилетиями преобладавшие порядки, сложившиеся
в художественной среде и обществе понятия о том, какими должны быть литература,
музыка, живопись. Поэтому художникам, в широком смысле этого слова, нередко
приходилось не только работать над своими произведениями, но и бороться за право
своих произведений на существование. И, увы, часто признание они получали слишком
поздно.
Так случилось и с импрессионистами. С 15 апреля по 15 мая 1874 года в Париже на
бульваре Капуцинок в доме 35, в мастерской фотографа Надара, проходила выставка
Анонимного общества живописцев, скульпторов и гравёров. Их работы совершенно не
хотели выставлять в Художественном салоне, который традиционно организовывала
Академия изящных искусств.
Историки теперь эту выставку обычно называют «Первой выставкой импрессионистов».
По сути, так и есть. Хотя сами художники так никогда себя не именовали, так как
слово «импрессионисты» в то время критики и зрители использовали исключительно
в оскорбительном ключе. А ввёл это слово в обиход арт-критик Луи Леруа. После
похода на выставку он написал для юмористической газеты Le Charivari фельетон,
где нелестно отозвался почти обо всех художниках, которых теперь мы почитаем за
классиков живописи. И часто он использовал в этом фельетоне слово «впечатление»
(impress), конечно, с издёвкой.
Однако впечатление действительно было самым важным в искусстве новых художников.
Камиль Писарро, главный теоретик импрессионизма, говорил: «Работайте не согласно
правилам и принципам, а пишите то, что видите и чувствуете. Пишите щедро и уверенно,
так как желательно не терять полученное первое впечатление.
Действительно, импрессионисты всегда полагались на впечатление от природы. Поэтому
они работали на пленэре, где не просто набрасывали этюды, как делали художники
прежде, а писали законченные картины. Конечно, не было времени выписывать контуры
(основная претензия в разгромном материале Леруа - как раз то, что детали картины
плохо прописаны, что он посчитал за небрежность и непрофессионализм).
Также импрессионистов обвиняли в отсутствии каких-либо внятных сюжетов. Но
художники вообще ненавидели слово «сюжет», для картины им нужен был «мотив».
«Подходите к мотиву с точки зрения формы и цвета, а не рисунка.
Импрессионисты пытались схватить момент, поймать движение. Добивались они этого
несколькими приёмами. Чтобы добиться игры света, они избавились от темных теней.
Уход от контуров позволял слить все предметы на картине с окружающей средой, то
есть все изображённое на картине становилось единым целым. Художники писали
картины мелкими, раздельными и контрастными мазками, и отказались от смешения
красок на палитре - потому что при этом теряется интенсивность любого цвета. Оттого
картины становились ярче, праздничнее.
Эту «праздничность» импрессионистов тоже сильно критиковали. Художники в картинах
не поднимали каких-либо философских тем и не освещали социальные проблемы. Они
просто запечатлевали то. что им казалось интересным и красивым Касалось это как
картин будничной жизни (сколько у импрессионистов картин кафе, театров или просто
городских улиц!), так и пейзажей.
У импрессионистов часта возникали противоречия. К последним их совместным
выставкам разногласий стало очень много, Ван Гог описывал это как «гибельную
гражданскую войну, каждый член которой хватает другого за глотку с яростью».
Винсента ван Гога искусствоведы причислили к поздним импрессионистам, так же
как и Сезайма, Тулуз-Лотрека, Гогена. Эти художники уже не пытались только поймать
уходящее впечатление. но старались больше проникнуть в суть вещей непреходящих.
Конечно же, импрессионизм оказал сильное влияние на развитие мирового искусства.
Картинами импрессионистов мы любуемся до сих пор в десятках мировых музеев.
Но своей славы художники так и не увидели и многие из них умерли в нищете.
|