Виды
живописи > Пейзаж настроения
Художник Николай Дубовской
В искусстве много сторон, и чисто красочные разрешения нам тоже нужны, но что
дороже: внешний лоск, который завтра же будет побит ещё более нарядной живописью,
или внутреннее, духовное содержание вещи, которое навсегда останется ценным.
Форма есть средство для воплощения идеи, а не главная цель», - так считал художник
Николай Дубовской.
Вместе с другими молодыми «передвижниками», в числе которых были Исаак Левитан
и Константин Коровин, он изобрёл новый метод, который назвали «пейзажем настроения».
Главное в этом методе - не точное отображение увиденного, хоти все художники
были тонкими мастерами, а то, из чего слагается впечатление от картины, создаётся
настроение. Именно это становится смыслом картины.
Безусловно, на метод повлиял импрессионизм, появившийся во Франции во второй
половине XIX века. Русские художники не пытались копировать технику зарубежных
коллег, но подсмотрели у них некоторые моменты, дополнили ими свой стиль.
Импрессионизм и «пейзаж настроения» роднило то, что оба направления противопоставляли
себя академизму. В 1863 году 14 самых выдающихся учеников Академии художеств,
которые должны были бороться за золотую медаль, попросили заменить конкурсное
задание на свободное. Но получили отказ, и в знак протеста покинули Академию.
Так же поступил в 1881 году Николай Дубовской.
А в 1884 году его картина впервые приняла участие в выставке «передвижников»
- (Товарищество передвижных выставок создали некоторые из тех самых «бунтовщиков»
1863 года). «Зима» Дубовского стала одним из главных событий выставки: и зрители,
и критики пришли в восторг. А Павел Третьяков тут же купил картину в свою коллекцию.
Последовали новые картины, которые пользовались неизменным успехом у публики.
Особенно сильное впечатление произвёл пейзаж «Притихло», созданный по этюдам,
выполненным на Белом море. На картине изображена «тишина перед грозой», как
отмечал сам художник, «когда дышать бывает трудно, когда чувствуешь своё ничтожество
при приближении стихии».
«Настроение природы, пожалуй, мы умеем передавать, скорее, мы наделяем природу
своими проживаниями, подходим к ней субъективно, но такой захват от самой природы,
как «Притихло», где чувствуешь не автора, а самую стихию, передать не каждый
может», — говорил Исаак Левитан, которого, кстати, считали конкурентом Дубовского,
при этом отмечая первенство последнего.
Картину «Притихло» приобрели для Зимнего дворца (теперь её можно увидеть в Русском
музее). Третьяков заказал Дубовскому повторение картины, и потом даже говорил,
что второй вариант вышел лучше.
За свои «пейзажи настроения» Николай Дубовской был обласкан поклонниками и критиками,
его заслуженно поставили в первом ряду пейзажистов вслед за Шишкиным и Поленовым.
Он был очень разносторонним человеком: много путешествовал, любил музыку, литературу,
так как считал, что настоящему художнику необходимо знать о мире в целом.
За свою карьеру он написал около 400 картин и более 1000 эскизов . Но в XX веке
о нем как-то забыли. Если Репин, Поленов, Левитан и Коровин были всегда на слуху,
то о Дубовском со временем стали забывать. Как так случилось? Дело в том, что
с 1898 года появилось новое художественное объединение, вокруг журнала «Мир
искусства». На страницах журнала «передвижники» постоянно подвергались критическим
нападкам, в том числе и Дубовский, который в то время уже был председателем
товарищества. При этом картины прославленного художника продолжали участвовать
в зарубежных выставках и получать там высшие награды.
В итоге после революции картины Дубовского стали разъезжаться по разным городам
огромной страны, и собрать их воедино стало очень сложно. А сейчас многие из
этих городов являются уже заграницей, что делает шанс собрать картины великолепного
пейзажиста в одну выставку ещё труднее.
|