Дороги паломников
> Адриатическая дорога
Адриатическая дорога
Фазано - Сан-Вито-дей-Норманни
В этих краях проходит "дорога пещер с фресками", где в недрах пещерных храмов,
залитых ровными красками Византии, скрывается Святитель Николай - как в Лама-д'Антик
среди шеренги Небожителей, или как в храме Святых Лаврентия и Евпла, где благословляющий
Николай Чудотворец иератически восседает на кафедре, обрамлённый фигурами преподобного
Венедикта Нурсийского и Василия Великого - отцов монашества Запада и Востока.
В местечке Сан-Вито-дей-Норманни, в крипте Св. Власия, Никола изображён у ног
двух Святых наездников, Георгия Победоносца и Димитрия Солунского - во фресковом
"ковре", созданном греческим иконописцем Даниилом в 1196 г. Другая "икона",
легкая и живая, написана в крипте Св. Николая, у одноименной мызы.
В Остуни присутствие Чудотворца воплотилось в его фресковой фигуре (ХП-ХШ
вв.) в крипте Санта Маргериты в Лама-Вилланова.
Чистернино - Бриндизи
Горный мир предстаёт перед посетителем Никольской церкви в Чистернино - той
самой "ecclesia Sancti Nicolai de Costernino", что упомянута в папской булле
Александра III, дарованной монсеньору Стефано - епископу Монополи (1180). Теперь
это - местный собор, переделанный в XIII, затем в конце XV и в середине XIX
в. Внутри - изящная полихромная деревянная статуя Святого, превосходно реставрированная.
В городе Бриндизи Николай Чудотворец представлен на двух стенных панно - в
церкви Св. Анны и, в полный рост, в крипте Св. Лючии (ХП-ХШ вв.), а также, фрагментарно,
в храме, ставшем символом паломничества в Иерусалим - Сан Джованни аль Сеполькро
(Св. Иоанна у Гроба Господня).
Отранто
Истинный золотой "Никольский" венец - древней, богатый и многоцветный - сплёлся
в пещерах салентийской Ле-Мурдже, среди городов и весей, где долго горел "греческий
огнь". Его искра зажглась в знаменитой греческой обители Св. Николая в Казоле,
жившей по строгому студийскому уставу. Этот деятельный очаг культуры, письменности
и искусства в краю Отранто был сожжён турками в 1480 г. Однако византийская
память о "батюшке Николе" осталась в церкви Сан Пьетро-Отрантино (фреска XIV
в.), в крипте церкви Свв. Марины и Христины в Карпиньяно (две фигуры Святого,
написанные иконописцами Феофилактом и Евстахием, соответственно, в 959 и в 1020
г.); в церкви Санта Мария в Паджардо (Никола и Божия Матерь Одигитрия); в церкви
Свв. Стефана и Васта (вместе с отцами Восточной Церкви, Святыми Василием Великим
и Григорием Назианзином); в церкви дель Крочифиссо (Распятия) в Удженто и далее
- в нескончаемом лабиринте церквей.
Малье - Лечче
Из многочисленных храмов, сложенных из каменной кладки, заслуживают упоминания
изящный собор в Удженто; Сан Мауро в Галлиполи; Санта Марина в Муро-Леччезе
(где были "открыты" фрагменты большого житийного цикла, написанного до 1087
г.), внушительная готическая базилика Санта Катерина в Галатине (с монументальной
фреской Святителя, XIV в.); кафедральный собор в Нардо (здесь Чудотворец представлен
целых три раза, в т.ч. - на иконе киприотской школы из церкви Сан Никола "тис
стегис"); наконец, церковь Свв. Николая и Катальда в Лечче. Последняя является
династическим храмом, основанным Танкредом - графом Лечче, затем королем Сицилии
(1190-1194), и шедевром арабо-норманнского зодчества: крестовокупольная с тонкой
и изощренной резьбой наружных порталов, где в центральной люнете, обрамлённой
каменными "виноградными лозами", - фресковая полуфигура Св. Николая, церковь
хранит внутри шесть житийных панно, к сожалению, с утратами (Святитель на епископской
кафедре; христианин-клятвопреступник и еврей; утаивание обетного золотого кубка;
кораблекрушение), а также каменную статую Дж. Риккарди (середина XVI в.) и полотно
Дж.-Б. Лама (XVIII в.).
Перед нами - "византийское" Саленто, документированное разноцветными образами
Николы, светоча Востока.
|