Туризм в России  
 
Италия
Шенгенская виза
Общая информация
Вулканы
Горнолыжные курорты
Курортные города
Национальные парки
Области
Острова
Римские города
Средневековые города
Города
Ассизи
Бари
Венеция
Генуя
Казерта
Кумы
Неаполь
Перуджа
Пестум
Равелло
Равенна
Реджио Эмилия
Рим
Римини
Спилимбирго
Таранто
Турин
Флоренция
Области
Адриатическое побережье
Апулия
Везувий
Итальянская Ривьера
Кампания
Карния
Лигурийское побережье
Лигурия
Ломбардия
Монтесано
Пьемонт
Тарвизио
Фриуле
Эмилия Романья
Острова
Искья
Капри
Сардиния
Сицилия
Раскопки
Геркуланум
Помпеи

Адриатическая дорога

Дороги паломников > Адриатическая дорога

Адриатическая дорога

Фазано - Сан-Вито-дей-Норманни

В этих краях проходит "дорога пещер с фресками", где в недрах пещерных храмов, залитых ровными красками Византии, скрывается Святитель Николай - как в Лама-д'Антик среди шеренги Небожителей, или как в храме Святых Лаврентия и Евпла, где благословляющий Николай Чудотворец иератически восседает на кафедре, обрамлённый фигурами преподобного Венедикта Нурсийского и Василия Великого - отцов монашества Запада и Востока.

В местечке Сан-Вито-дей-Норманни, в крипте Св. Власия, Никола изображён у ног двух Святых наездников, Георгия Победоносца и Димитрия Солунского - во фресковом "ковре", созданном греческим иконописцем Даниилом в 1196 г. Другая "икона", легкая и живая, написана в крипте Св. Николая, у одноименной мызы.

В Остуни присутствие Чудотворца воплотилось в его фресковой фигуре (ХП-ХШ вв.) в крипте Санта Маргериты в Лама-Вилланова.

Чистернино - Бриндизи

Горный мир предстаёт перед посетителем Никольской церкви в Чистернино - той самой "ecclesia Sancti Nicolai de Costernino", что упомянута в папской булле Александра III, дарованной монсеньору Стефано - епископу Монополи (1180). Теперь это - местный собор, переделанный в XIII, затем в конце XV и в середине XIX в. Внутри - изящная полихромная деревянная статуя Святого, превосходно реставрированная.

В городе Бриндизи Николай Чудотворец представлен на двух стенных панно - в церкви Св. Анны и, в полный рост, в крипте Св. Лючии (ХП-ХШ вв.), а также, фрагментарно, в храме, ставшем символом паломничества в Иерусалим - Сан Джованни аль Сеполькро (Св. Иоанна у Гроба Господня).

Отранто

Истинный золотой "Никольский" венец - древней, богатый и многоцветный - сплёлся в пещерах салентийской Ле-Мурдже, среди городов и весей, где долго горел "греческий огнь". Его искра зажглась в знаменитой греческой обители Св. Николая в Казоле, жившей по строгому студийскому уставу. Этот деятельный очаг культуры, письменности и искусства в краю Отранто был сожжён турками в 1480 г. Однако византийская память о "батюшке Николе" осталась в церкви Сан Пьетро-Отрантино (фреска XIV в.), в крипте церкви Свв. Марины и Христины в Карпиньяно (две фигуры Святого, написанные иконописцами Феофилактом и Евстахием, соответственно, в 959 и в 1020 г.); в церкви Санта Мария в Паджардо (Никола и Божия Матерь Одигитрия); в церкви Свв. Стефана и Васта (вместе с отцами Восточной Церкви, Святыми Василием Великим и Григорием Назианзином); в церкви дель Крочифиссо (Распятия) в Удженто и далее - в нескончаемом лабиринте церквей.

Малье - Лечче

Из многочисленных храмов, сложенных из каменной кладки, заслуживают упоминания изящный собор в Удженто; Сан Мауро в Галлиполи; Санта Марина в Муро-Леччезе (где были "открыты" фрагменты большого житийного цикла, написанного до 1087 г.), внушительная готическая базилика Санта Катерина в Галатине (с монументальной фреской Святителя, XIV в.); кафедральный собор в Нардо (здесь Чудотворец представлен целых три раза, в т.ч. - на иконе киприотской школы из церкви Сан Никола "тис стегис"); наконец, церковь Свв. Николая и Катальда в Лечче. Последняя является династическим храмом, основанным Танкредом - графом Лечче, затем королем Сицилии (1190-1194), и шедевром арабо-норманнского зодчества: крестовокупольная с тонкой и изощренной резьбой наружных порталов, где в центральной люнете, обрамлённой каменными "виноградными лозами", - фресковая полуфигура Св. Николая, церковь хранит внутри шесть житийных панно, к сожалению, с утратами (Святитель на епископской кафедре; христианин-клятвопреступник и еврей; утаивание обетного золотого кубка; кораблекрушение), а также каменную статую Дж. Риккарди (середина XVI в.) и полотно Дж.-Б. Лама (XVIII в.).

Перед нами - "византийское" Саленто, документированное разноцветными образами Николы, светоча Востока.