История Европы > Дороги паломников
Дороги паломников
Пядь за пядью, шаг за шагом население Европы двигалось - в особенности в конце
первого тысячелетия, тревожно ожидая конца света - в поисках вожделенных целей
и надёжных горизонтов и в желании обрести память и культурную цельность. Санктуарии
обещали исцелить неизлечимое и спасти утраченное, предлагали паломникам надежду,
и те, кто вооружался этой христианской добродетелью, трогались в путь - в покаянный
поход, в опыт инициации и очищения - с тем, чтобы прийти на трапезу в святом
месте в самых чистых ризах.
"Omnis festinatio ex parte diaboli est", "Спешка бесам на радость" - пилигриму
в пути торопиться нельзя: он открывает святость постепенно и индивидуально,
однако при этом, следуя психологии движущейся толпы, паломник подстраивается
под категорию определенного народа, определенных знаков почитания и определенных
дорог, которые вскоре получают имена людей и святых мест.
Паломничать означало общаться - через шифры языка, жестикуляции, обряда, одежды
и маршрута. Это означало превращение человека знающего в человека видящего,
в очного свидетеля истины Слова. Время-пространство Европы, интегрируя этносы,
дороги и реалии, забродило и преобразилось; оно выявило различия паломников,
встречавшихся на самых глухих тропах, но и способствовало образованию у них
общей истории - прошлой и будущей.
Европа двинулась в путь: паломники отправились в Палестину, где ступал Сам
Господь. Там они получали "пальму" - награду за пройдённую дорогу к Святой Земле,
- в воспоминание о пальмах (вайях), которыми жители Иерусалима приветствовали
входящего "на осляти" Мессии. Эту веточку они ревностно хранили всю жизнь, приобретая
с нею и высокое звание паломника. Те, кто за невозможностью увидеть Палестину,
шёл в Рим (т.н. ромеи), содействовали воплощению нового святого места, вторящего
Иерусалиму, с репродуцированными палестинскими изображениями Христа и Апостолов,
основателей Церквей: гробницы Петра и Павла, части Голгофского Креста, колонны
бичевания, столешницы Тайной Вечери, вифлеемских яслей, лестницы из претории
Понтия Пилата, столбов из иерусалимского Храма и, главное, Нерукотворныго Образ
- платы Вероники (позднее из Рима исчезнувшей), упомянутой Данте: "Как тот,
кто из Кроации, быть может, / Придя узреть нерукотворный лик, / Старинной жаждой
умиленье множит // И думает, чуть он пред ним возник: / "Так вот твое подобие
какое, Христе Исусе, господи владык!"" ("Рай", XXXI, 103-106; перевод М. Лозинского).
Мощи Апостола Иакова в Компостеле, на самой окраине христианского мира, прославились
среди западных пилигримов своим славным обретением в "звёздном поле" (такова
этимология названия Компостела) вроде вифлеемского, и своим покровительством
в борьбе с игом сарацин в Испании: Сантьяго-Матамурос, "Св. Иаков Истребитель
мавров", появился подле победоносного короля дона Рамира в битве против арабов
при Клавихо в 844 г.
"Якобеи" - так назывались (по крайней мере, согласно Данте)
путники, шедшие в Компостелу. "Николаяне" не существовали -
в любом случае, под таким названием. Но многочисленные паломники отправились
к Св. Николаю в Бари , как только узнали о перенесении туда мощей великого Архиерея
Божьего, спасённых в мае 1087 г. от наступавших на Ликию орд турок-сельджуков.
Паломники отправились в путь по уже протоптанной "дороге франков", шедшей
частично по древнеримским Аппиевой и Траяновой дорогам к Адриатическому берегу
и к портам, откуда отправлялись корабли в Святую Землю. Теперь и эти "франки"
останавливались в Бари как
в новом святом месте для христиан. Как мощи Апостола Иакова в Компостеле преобразили
этот уголок Галисии, так и мироточивые мощи Святителя Николая в Бари сделали
из этого апулийского порта оживлённый перекрёсток дорог паломников, шедших с
севера на юг и с востока на запад, с гор в долины и с морей на сушу. Чудотворный
светоч засиял, как луч на морской глади: Святой Николай пришёл на помощь страждущему
паломнику, который веками, вплоть до нынешнего дня, идёт по обетным тропам в
Бари, где перед ним предстаёт смуглый лик с высоким лбом, седыми кудрями бороды,
отеческим взглядом, золотым нимбом - этот лик, в виде иконы или образка - вместе
с флаконами с миро или с маслом - путник унесёт с собой как материальный залог
чудотворного присутствия в мире. Старая Апулия после перенесения мощей Святителя Николая, перефразируя известный
эпитет Роберта Лысого, покрылась «белыми ризами» храмов в его честь, приобретя
в дополнение к древнему Свято-Михайловскому маршруту новый Свято-Николаевский.
Паломники оживили старые дороги: в их числе - «дорога франков»
по трассе Аппиево-Траяновой дороги от Тройи до Бари; прибрежная «Адриатическая
дорога» от Сипонто до Отранто; патриархальная дорога
через плато Ле-Мурдже (от Бари к Альтамуре и Гравине); Компендиарная
дорога (от Бари к Таранто). Земли покрылись густой сетью «троп», где
шли как люд, так и стада - в поисках свежих пастбищ, полезных для тела и души.
Старинные почтовые станции для перекладных «мутатионес» превратились в стоянки
сакрального, в храмы и санктуарии доброго пастыря Николая. Тремити
Прибытие Святого Николая из-за морей должно иметь своим прологом именно море.
На трех известняковых мегалитах, что стоят на пути между двух берегов Адриатики,
уже с XI века реет белый «парус» бенедиктинского аббатства Девы Марии, основанного
в 1045 г. на твёрдом граните острова Сан-Никола, названного во имя хранителя
водных стихий. Чудотворец представлен на пышном готическом полиптихе с пинаклями,
вырезанным и позолоченным одним венецианским мастером XV в.
Девиа - Сан-Северо
Краски Чудотворца, как будто принесённые с моря на Апеннинский полуостров,
сияют среди суровых фигур епископов, шествующих среди стен средневекового храма
в Девиа на горе Элио (XII в.), в повседневных сценах в церкви в Вико, в санктуарии
Св. Николая в Варано, в темной листве лесного массива Умбра (холм Сан-Никола,
490 м) и в мистическом «Доме Архангела» на горе Гаргано, среди Святителей в
храме Санта Мария Маджоре (XII-X1II вв.), а также в эпизоде с тремя девушками-
бесприданницами.
В Сан-Северо стоит барочная церковь прихотливой планировки (1750-1779) холстом,
написанным Николой Менцеле (1769); в соседнем селении Торремаджоре Св. Николай
является его Небесным покровителем, совместно - как и в Бари - с первым епископом
края Св. Сабином.
Тройя -Лучера - Сант-Агата-ди-Пулья
«Дорога паломников» приобретает особое значение в великолепных образах Св.
Николая в кафедральном соборе Лучеры: это холсты со сценами Небесной славы Чудотворца,
написанные Фабрицио Сантафеде (1576-1626) и Джироламо ди Бернардино из Сантакроче.
Город Тройя - главный узел дорог лангобардов и франков - сохранил память о Чудотворце,
увы, лишь в хрониках, упоминающих о существовании церквей в его честь ещё до
перенесения мощей в Бари (1067).
Из «византийской» Тройи сияние Чудотворца достигает соседней Орсары и её приходской
церкви (сцен Небесной славы и чудес Николая Чудотворца работы Дженнаро Вески,
1750), а, главное, - городка Сант-Агата-ди-Пулья, в котором он считается Небесным
покровителем (алтарный образ и деревянная статуя в соборе, исполненные в лучших
традициях XVI в.).
Названия селений в честь Святителя, его часовни и киоты довершают общую картину
почитания Святого Николая там, где так сильно присутствие крылатого «Гения места
- архистратига Небесного воинства Михаила - тоже ревностного стража его особых
«путевых станций».
|