Дороги паломников
> Николая Чудотворец
Паломничество к Николаю Чудотворцу
Грядущие с верой прибывают каждый год в мае. Пунктуальные, с сердцами полными
надежд, с решимостью возродить античный пакт верности их отцов и прадедов.
Это пакт. Это альянс. Это соглашение, страшное и фатальное, вне времени, каким
может быть только соглашение между человеком и Богом. Между землёй и небом.
Между человеком и Святым.
Что можно просить у Святого Чудотворца, который может творить чудеса, отменять
законы природы, повелевать ветрами и морями, усмирять пучину вод во время бури
и навсегда побеждать Зло, которое разъедает сердца людей?
Можно просить о Вере. Можно пробудить Милосердие, которое всесильно, как говорил
Св. Павел. Можно вымолить Сострадание. Этой Святости, союзнице спасения, можно
довериться полностью с тихой радостью.
Паломники прибывают каждый год ради майского праздника в честь Святого. Приезжают
из Абруццо, из Молизе, из Ирпинии, из Кампании. Эти места пронизаны древними
культурными традициями пастухов и землепашцев. Это земли где пролегают торговые
пути. Верующие собираются в "Компании".
Самая знаменитая из них находится в Ланчано. Это очень сплочённая, самая многочисленная
и прекрасно организованная "Компания" со своими символами народной религиозности,
преданная традициям, простой вере, напоминающей о прошлом уже ставшим историей.
И ещё другие имена, выходцы из других земель, другие символы на стяга, вышитых
вручную в длинные зимние вечера с сердцем, стремящимся к морю у Бари, к свету,
к праздничному фейерверку, к суете большого города, погружённого в майский приятный
вечер. Гуардиагреле, Алфедена, Роккаразо, Пиано делле Чинкуе Милиа, Гран Сассо,
Кампобассо и Валле дель Сангро.
Что побуждает Паломников Святого Николая следовать ритуалам поклонения, которые
могут показаться анахронистическими, если их сопоставить с контекстом нашего
времени?
Очень трудно проникнуть в сердца людей, пытаясь понять причины которые движут
молодыми и старыми, детьми и взрослыми, идущими всё с той же решительной устремлённостью,
с которой их предшественники шли вперёд в течение веков. Это всё те же причины,
которые на протяжении всего Средневековья побуждали европейских пилигримов идти
к Св. Якову в Компостела, к Горе Св. Михаила в Бретани, к Горе Св. Ангела в
Гаргано в грот Св. Архангела Михаила, в Бари к Св. Николаю. И ещё далее на Восток,
в Константинополь и на Святую Землю.
Во времена великого паломничества Средневековья вся Европа была исхожена вдоль
и поперёк. Её пространство как огромный холст было "выткано" тропами, похожими
на гигантскую неразрывную паутину веры, среди которой находились аббатства,
кафедральные соборы, монастыри, скиты отшельников и другие святые места поклонения
и веры.
Это Пути народного паломничества, протоптанные вдоль больших дорог римских
консулов, Аппиа, Траяана, Салария, Ромеа. Туда и обратно в Рим и из Рима. В
Апулии прибывали даже Саксонцы, которые с окраин северной Европы дошли до Бари
в Базилику Св. Николая и на Гору Св. Ангела, куда донесли свои рунические письмена,
запечатлев их на фасаде Аббатства Св. Архангела Михаила.
В мае всё кругом буквально утопает в зелени. Красные маки, жёлтый цвет дикорастущих
маргариток, фиолетовый цвет мальвы, украшающий поляны и обочины дорог, в обрамлении
каменных стенок сухой кладки, там, где земля ещё чуть влажная.
Никого вокруг не расспрашивая, "компании" Пилигримов Св. Николая, как бы следуют
таинственным и магическим знакам, которых не дано видеть другим, идут по дорогам,
распевая сакральные гимны и вечные молитвы:
"Святой Никола огради нас от всякого зла и от греха. Аминь".
Каждая "Компания" паломников - это живой и активный организм. Он основан на
иерархии, где структура, задачи и роли ясно обозначены и распределяются согласно
опыту и заслугам, а не по каким - либо другим причинам.
Возглавляющий "Компанию" занят подготовкой весь год с мая до мая следующего
года, что бы успеть организовать путешествие, создать тонкую, но крепкую сеть
взаимоотношений, связей, интересов, дружбы и просто знакомств.
С приближением даты отправления волнующее ожидание всё возрастает, переходя
в непреодолимое желание поскорее тронутся в путь. В круговороте неотложных дел
это нетерпение увеличивается с каждым днём. Приводятся в порядок расшитые серебром
штандарты религиозного братства. Затем пучок колосьев, перевязанных красной
лентой, прикрепляется к верхушке посоха главы "Компании". Следует Распятие,
нести которое должен только достойный человек, верящий в Бога. В прежние времена
от Ланчано до Бари шли пешком. В наши дни едут в автобусе или на машине, но
за несколько километров до Бари, вся "Компания" выстраивается особым порядком
и радостно начинает пешую процессию, конечной целью которой является почитаемая
в молитвах Базилика Св. Николая в старом городе.
Вся Никольская Базилика наполняется голосами, песнопениями, молитвами, в то
время как медленно входят под античные своды храма паломники; самая прекрасная
романская базилика, погружается в прошлое, как будто бы время повернуло вспять.
Пред нами предстают образы, полотна, следы, оставленные великими путешественниками
прошлых веков от Ленорманта до Грегоровиуса, возвращающие нас в древние атмосферы
Востока, Балкан. Вместе с паломниками прошлого шли Цари России и Сербии Николай
и Урош, князья и бояре Восточной Европы. Под сводами Базилики удивительным образом
соединились разные народы и культуры создавая, на протяжении веков уникальное,
богатое историческое наследие которое мы, жители Апулии, получили в дар.
Камни Базилики - это как бы микрочипы истории, появившиеся ранее, чем был
изобретён Интернет. Среди величественной исторической реальности, в которой
Св. Николай, Епископ Урсон и Аббат Илия повелевали всем, остался след имён простых
моряков, с их маленькими человеческими судьбами, которые перенесли Мощи Св.
Николая.
Святой Николай, народный Святой, явившийся из-за моря, по которому барийские
моряки с трепещущими от эмоций сердцами и пренебрегая риском плыли за новым
могущественным Покровителем.
"Св. Никола весь
из серебра и повелевает морями и ветрами" (Подразумевается серебряное изваяние
прежнего алтаря)
Паломники к Св. Николаю, пришедшие в Бари по традиции, останавливаются в городе
не менее двух дней. Прибывают к началу Праздника к вечернему Историческому Шествию.
Улицы исчезают и появляются в свете факелов, живописные полотна, которые напоминают
о чудотворениях Св. Николая, кортеж местной знати и ремесленников, простого
народца и женщин в фольклорных костюмах, группки девушек, разбрасывающих нежными
жестами лепестки роз вдоль пути движущейся процессии.
История как будто застыла на месте. Воспоминания о далёком прошлом всплывают
в подсознании барян, обитающих среди стен старого города на улочках Кортэ Лашиафреа
Дио, Арко делла Меравилья, Сан Пьетро, Муралья. Сосредоточенность и шумное веселье
перемешались среди великолепия огней праздничных барочных арок, вызывая у всех
чувство детского восторга и изумления.
Пройдёт много часов, прежде чем Историческое Шествие окончит свой путь в стенах
Базилики, вручив икону с образом Святого Отцам Доминиканцам; у порогов домов
старого города завязываются дружеские доверительные беседы полные воспоминаний
между местными жителями и паломниками которые на одну ночь станут их гостями.
Всё также как это было всегда. Дети и старики уже легли спать. Остальные продолжают
беседы. Особенно женщины. Они не виделись целый год и им нужно многое рассказать
друг другу.
-А ваша дочь как поживает?
- Хорошо, но она живёт уже не с нами.
- А почему? Что-то случилось?
- Нет, она вышла замуж и теперь живёт в Милане.
- А дети уже есть?
- Пока нет. Вы ведь знаете, какая сегодня молодёжь. Хотят подождать. Хотят
быть свободными. А о детях будут думать потом.
- Вот и правильно делают. Что мы можем сказать о нашей жизни? Одни только жертвы.
- Вы правы, кума. И всё же я помню, как моя мать говорила мне, что у неё было
шестеро детей, все живые, и шесть абортов.
- То были другие времена. Теперь весь мир переменился.
- А у вас есть другие внуки?
- Нет ни одного. Поэтому мне так хотелось бы хоть одну внучку.
- Кому вы это говорите?
- Послушайте, почему бы нам не помолиться Св. Николе?
"Святой Николай помоги нашим детям дай нам внука прежде чем Смерть заберёт нас".
Аминь.
Следующий день - это день большого праздника Св. Николая на море. Длинная
процессия, сопровождаемая песнопениями и толпами паломников, прибывает на набережную.
Развеваются на ветру штандарты Коммун. У берега готовится богослужение. Алтарь
смотрит на далёкие морские горизонты. Совершается божественная литургия и звучит
торжественное благодарение Святому Чудотворцу. Освящается море. Маленькую ампулу,
которая содержит Святую Манну, бросают в волны, как бы подтверждая первенство
пакта между жителями Бари и Св. Николаем - Святым Морей, усмирителем бурь, носителем
мира, защитником правосудия, покровителем детей и девушек на выданье. Святой
плывёт по морю.
"Дивитесь как прекрасен наш
Святой Никола" - провозглашает народ.
Как в любимых картинах Матисса оживают сцены восточного базара; масса людей
наполняет площади, улицы, дворики и перекрёстки на которых торговцы продают
воздушные шарики, сувениры сделанные в Тайване, невероятные солнечные очки,
всевозможные сладости и сахарную вату, пиццу и солодки, сырых осьминогов и
морских ежей.
"Радуйтесь паломники, Святой Николай уже в пути.
Радуйтесь моряки, Святой Николай плывёт по морю"
И по морю путешествуют желания, надежды, ожидания и мечты.
В одном из уголков кто-то плачет горькими слезами которые не могут скрыть
тёмные очки. Смотрит на статую Св. Николая, на тонкий лик, в глаза суровые и
решительные. От сердца одной женщины исходит молитва которую её губы не могут
удержать: "Святой Николай, спаси мою дочь от наркомании".
|