Дороги паломников > Дорога франков
Дорога франков
Андрия
После Тройи дорога Траяна, которая пересекает добрую часть барийских земель,
становясь тут частью популярной в Средние века дороги франков (Francigena),
приводит в locus Andre - старую Андрию. Здесь, в сельском предместье Тремоджа,
существует важная "станция" культа Св. Николая - известная уже в 1104 г. Никольская
церковь, полная сокровищ: это изящные круглые фрески на плафоне неизвестного
художника, ученика Джаквинто (сцены с Никейским Собором, спасением от смертной
казни трех невинных военачальников, перенесением Адеодата к родителям с трапезы
эмира), большая алтарная фигура Святителя, ценный серебряный бюст неаполитанской
работы XVIII в., боковые престолы, эмблемы, витражи, лепнина и т.д.
В нескольких километрах от Андрии - санктуарий Санта Мария дей Мираколи, сооружённой
в пещерном храме Мадонны дель Альтомаре (Девы Марии "морской дали"), где сохранилась
одна из самых древних фресок с эпизодом пожертвования трём бесприданницам (XI
в.). Сам санктуарий, барочный триумф Козимо Фанцаго (1617), содержит блестящую
работу неаполитанца Алессио Д'Элиа, ученика Де Мура, со сценой перенесения Адеодата
к родителям.
Минервино-Мурдже - Корато
От Андрии дорога франков разделяется надвое: на запад он приводит к Минервино,
где францисканский санктуарий Мадонны дель Сабато гордится холстом фламандца
Гаспара Ховика с изображением Св. Николая на епископском троне (1581). В церкви
капуцинов в Корато - такая же картина.
Руво - Битонто
Если в Руво молитвенная память и иконография Николая Чудотворца рассеяны по
разных храмам и капеллам (холсты, фрески, статуи, лепные рельефы и проч.), то
в Битонто Св. Николай возвышается на пышном плафоне (1624-1629) церкви Сан Гаэтано
(шедевр местного живописца Карло Роза, добившегося необыкновенного изящества
рисунка и вибрирования красок - Небесная слава Святителя; рубка дерева языческой
богини Дианы; перенесение Адеодата; воскрешение отроков, загубленных хозяином
постоялого двора). Епископ города Битонто стал одним из самых первых паломников
в Бари после перенесения туда мощей: благодаря ему в городе родился ранний культ
Николая Чудотворца и соответствующая иконография, начиная с XI в. (фреска в
древнем кафедральном соборе) и заканчивая XVIII в. (холсты с житием Св. Николая,
неизвестного местного художника, и эпизод с возвращением заточенному Святителю
его епископского омофора из дланей Спасителя и Божией Матери, генуэзца Ф. Кампора,
ныне в музее Диоцеза).
Молфетта
Ответвления от дороги франков (она же Траянова дорога) соединяли города, стоящие
в глубине полуострова, с соответствующими им прибрежными селениями, игравшими
роль морских портов. В Молфете уже в 1085-1089 гг. возник ряд церквей в честь
Св. Николая (впоследствии разобраны). Позднее, на рубеже XVII-XVIII вв., местный
художник К. Порта написал ряд образов Чудотворца, а его более известный сын
Коррадо Джаквинто (1703-1765) - автор истинного шедевра, изображающего спасение
в море паломников Св. Николаем, облачённым в восточные епископские одеяния -
эта великолепная картина ныне экспонируется в Пинакотеке провинции г. Бари.
Народное почитание Чудотворца явственно присутствует в рельефах и киотах на
улицах исторического центра Молфетты, а также в местных приятных ритуалах: здесь,
как и в Северной Европе, в канун Николы зимнего 5 декабря раздают детишкам подарки.
Бисчелье - Трани - Барлетта
В Бисчелье, в храме, посвящённом Святым Матфею и Николаю, хранится образ Чудотворца
византийского канона (XIII в.), но эхо Востока и паломничеств в Святую Землю
нагляднее всего - в романской церкви Св. Маргариты "с кречетом", поставленной
в 1197 г.: отсюда происходят две великолепные "синайские" иконы Св. Маргариты,
а главное - прекрасный образ Святителя Николая в житии (XII-XIII вв., теперь
в Пинакотеке провинции г. Бари).
Горожанами Трани был призван в Небесные покровители Угодник Божий, тезоименитый
Чудотворцу - Св. Николай Паломник, однако и сам Чудотворец нашёл своё отображение
на базе алтарного образа со Св. Екатериной и иными Святыми (XVI в.) и в триптихе
Св. Редента - первого епископа Трани, написанном, вероятно, далматским художником
XV-XVI вв., оставившим неразгаданные инициалы Z.T. (триптих находится в музее
Диоцеза).
И в Барлетте почитание Святителя Николая, отмеченное еще около 1130 г. арабским
географом Эль-Идриси, упомянувшим о существовании Никольской обители "в камне"
в устье Офанто, выражено художественно - в виде двух красивых полотен К. Фраканцано
(1602-1652), находящихся в Епископии и в церкви Св. Руггерия. Еще более впечатляет
православная икона в алтаре греческой церкви Божией Матери Ангельской (на виа
Мадонна дельи Анджели), исполненная неизвестным греческим иконописцем на рубеже
XVIII-XIX вв.
Столица Апулии стала главной обителью Чудотворца - воистину святым местом,
где покоятся его мироточивые мощи. Горячее народное почитание Святителя выражено
и в богатейшем достоянии (некогда ещё более богатом) - в изделиях из золота,
серебра, драгоценных камней, смальты, в миниатюрах рукописей, в реликвиях
Сокровищницы базилики. В самой базилике доминирует "золотое небо", плафон, вырезанный
и расписанный Карло Роза в 1661-1662 гг., с циклом из жития Св. Николая и из
местных преданий. Среди живописных работ - прекрасная картина Б. Виварини (1476),
настоящий паломнический маршрут в образах; большое популярное полотно с "темноликим"
Святителем, считавшимся в Бари его "истинным образом" (неизвестный художник
XVII в.), икона криткого иконописца Андрея Рикоса (XVI в.) с Божией Матерью
Страстной и с Иоанном Богословом (и со Св. Николаем). В правом трансепте высится
серебряный барочный алтарь, переплавленный, к сожалению, в 1682 г. из другого
алтаря - подарка сербского царя Уроша II Милютина в 1319 г. - вместе с лампадами,
ризами и бюстом Святого.
Для тысяч паломников эмблемой базилики стала величественная статуя Святого
Николая в левом нефе, со смуглым ликом и с проникновенным взглядом, в торжественных
облачениях и с традиционным атрибутом, тремя золотыми шариками (работа Дж. Кореи;
1794 г.).
Мола - Монополи
Мола-ди-Бари, селение мореплавателей и рыбаков, не могло не признать своим
патроном Николая Чудотворца, простирающего Небесный покров над морями: Николаю
посвящена главная церковь, устроенная в 1279 г. и переделанная далматскими мастерами
Джованни и Франческо да Себенико в изысканных формах позднего Ренессанса. В
нише алтарной апсиды водружена деревянная с позолотой статуя Святого.
Неявным кажется культ Св. Николая в Монополи и в прибрежном Полиньяно-а-Маре:
их чтимые патроны, приплывшая морем Мадонна делла дзаттера ("на плоту"), она
же "Мадонна делла Мадиа" ("спасшаяся от кораблекрушения") и Св. Вит Луканский,
юный римский воин, всё же оставляют Чудотворцу Мирликийскому пространство для
почитания и изображений: это полотно с его фигурой в приморском аббатстве Сан
Вито; великолепный полиптих Б. Виварини (1472) в соборе; остатки убранства в
пещерных храмах Сан Николо ин порто асперо и Санта Мария Амальфитана (крипта
со сценами из жития, плохо сохранившимися); впечатляющий холст венецианца Ф.
Вечел- лио (1524) в музее Диоцеза, со Святителем в пышных золототканых ризах,
полиптих работы Лоренцо Монако, покинувший "родное место" в замке Санто Стефано.
Рутильяно
Из Бари лучи сияния славы Николая быстро достигли соседних селений Грумо,
Санникандро (по имени Никандра, первого епископа Мир Ликийских) и Рутильяно
- все они стали уделами барона-приора барийской базилики, согласно указам Карла
II Анжуйского в 1304-1306 гг. Что касается Рутильяно, то Св. Николай - его Небесный
покровитель, и об этом свидетельствуют многочисленные знаки: в соборе (XI в.)
Чудотворцу посвящён придел с его скульптурной полуфигурой; здесь также - известный
полиптих А. Виварини (1479) с Мадонной и Святыми, чтимыми паломниками и монахами-францисканцами.
На фасаде храма - большое круглое панно с благословляющим Святителем (1899),
в то время как расходящиеся кругом улочки, переулки, дворики несут на своих
стенах барельефы, эмблемы, киоты, статуи Николы. В монастыре Св. Клары Асиззской
невозможно не восхититься полотном Дж.-Б. Лама "Слава Непорочного Зачатия Девы
Марии с Апостолом Андреем и Святым Николаем" (1708), а в храме капуцинов - картиной
Н. Глири "Бог Отец со Святыми Ианнурием и Николаем", (XVII в.). К началу XIV
столетия относится церковь Сан Никола "де криптис", возможно, поставленная на
месте древнего пещерного храма.
|