Туризм в России  
 

Италия
Шенгенская виза
Общая информация
Вулканы
Горнолыжные курорты
Курортные города
Национальные парки
Области
Острова
Римские города
Средневековые города
Города
Ассизи
Бари
Венеция
Генуя
Казерта
Кумы
Неаполь
Перуджа
Пестум
Равелло
Равенна
Реджио Эмилия
Рим
Римини
Спилимбирго
Таранто
Турин
Флоренция
Области
Адриатическое побережье
Апулия
Везувий
Итальянская Ривьера
Кампания
Карния
Лигурийское побережье
Лигурия
Ломбардия
Монтесано
Пьемонт
Тарвизио
Фриуле
Эмилия Романья
Острова
Искья
Капри
Сардиния
Сицилия
Раскопки
Геркуланум
Помпеи

Дорога франков

Дороги паломников > Дорога франков

Дорога франков

Андрия

После Тройи дорога Траяна, которая пересекает добрую часть барийских земель, становясь тут частью популярной в Средние века дороги франков (Francigena), приводит в locus Andre - старую Андрию. Здесь, в сельском предместье Тремоджа, существует важная "станция" культа Св. Николая - известная уже в 1104 г. Никольская церковь, полная сокровищ: это изящные круглые фрески на плафоне неизвестного художника, ученика Джаквинто (сцены с Никейским Собором, спасением от смертной казни трех невинных военачальников, перенесением Адеодата к родителям с трапезы эмира), большая алтарная фигура Святителя, ценный серебряный бюст неаполитанской работы XVIII в., боковые престолы, эмблемы, витражи, лепнина и т.д.

В нескольких километрах от Андрии - санктуарий Санта Мария дей Мираколи, сооружённой в пещерном храме Мадонны дель Альтомаре (Девы Марии "морской дали"), где сохранилась одна из самых древних фресок с эпизодом пожертвования трём бесприданницам (XI в.). Сам санктуарий, барочный триумф Козимо Фанцаго (1617), содержит блестящую работу неаполитанца Алессио Д'Элиа, ученика Де Мура, со сценой перенесения Адеодата к родителям.

Минервино-Мурдже - Корато

От Андрии дорога франков разделяется надвое: на запад он приводит к Минервино, где францисканский санктуарий Мадонны дель Сабато гордится холстом фламандца Гаспара Ховика с изображением Св. Николая на епископском троне (1581). В церкви капуцинов в Корато - такая же картина.

Руво - Битонто

Если в Руво молитвенная память и иконография Николая Чудотворца рассеяны по разных храмам и капеллам (холсты, фрески, статуи, лепные рельефы и проч.), то в Битонто Св. Николай возвышается на пышном плафоне (1624-1629) церкви Сан Гаэтано (шедевр местного живописца Карло Роза, добившегося необыкновенного изящества рисунка и вибрирования красок - Небесная слава Святителя; рубка дерева языческой богини Дианы; перенесение Адеодата; воскрешение отроков, загубленных хозяином постоялого двора). Епископ города Битонто стал одним из самых первых паломников в Бари после перенесения туда мощей: благодаря ему в городе родился ранний культ Николая Чудотворца и соответствующая иконография, начиная с XI в. (фреска в древнем кафедральном соборе) и заканчивая XVIII в. (холсты с житием Св. Николая, неизвестного местного художника, и эпизод с возвращением заточенному Святителю его епископского омофора из дланей Спасителя и Божией Матери, генуэзца Ф. Кампора, ныне в музее Диоцеза).

Молфетта

Ответвления от дороги франков (она же Траянова дорога) соединяли города, стоящие в глубине полуострова, с соответствующими им прибрежными селениями, игравшими роль морских портов. В Молфете уже в 1085-1089 гг. возник ряд церквей в честь Св. Николая (впоследствии разобраны). Позднее, на рубеже XVII-XVIII вв., местный художник К. Порта написал ряд образов Чудотворца, а его более известный сын Коррадо Джаквинто (1703-1765) - автор истинного шедевра, изображающего спасение в море паломников Св. Николаем, облачённым в восточные епископские одеяния - эта великолепная картина ныне экспонируется в Пинакотеке провинции г. Бари. Народное почитание Чудотворца явственно присутствует в рельефах и киотах на улицах исторического центра Молфетты, а также в местных приятных ритуалах: здесь, как и в Северной Европе, в канун Николы зимнего 5 декабря раздают детишкам подарки.

Бисчелье - Трани - Барлетта

В Бисчелье, в храме, посвящённом Святым Матфею и Николаю, хранится образ Чудотворца византийского канона (XIII в.), но эхо Востока и паломничеств в Святую Землю нагляднее всего - в романской церкви Св. Маргариты "с кречетом", поставленной в 1197 г.: отсюда происходят две великолепные "синайские" иконы Св. Маргариты, а главное - прекрасный образ Святителя Николая в житии (XII-XIII вв., теперь в Пинакотеке провинции г. Бари).

Горожанами Трани был призван в Небесные покровители Угодник Божий, тезоименитый Чудотворцу - Св. Николай Паломник, однако и сам Чудотворец нашёл своё отображение на базе алтарного образа со Св. Екатериной и иными Святыми (XVI в.) и в триптихе Св. Редента - первого епископа Трани, написанном, вероятно, далматским художником XV-XVI вв., оставившим неразгаданные инициалы Z.T. (триптих находится в музее Диоцеза).

И в Барлетте почитание Святителя Николая, отмеченное еще около 1130 г. арабским географом Эль-Идриси, упомянувшим о существовании Никольской обители "в камне" в устье Офанто, выражено художественно - в виде двух красивых полотен К. Фраканцано (1602-1652), находящихся в Епископии и в церкви Св. Руггерия. Еще более впечатляет православная икона в алтаре греческой церкви Божией Матери Ангельской (на виа Мадонна дельи Анджели), исполненная неизвестным греческим иконописцем на рубеже XVIII-XIX вв.

Бари

Столица Апулии стала главной обителью Чудотворца - воистину святым местом, где покоятся его мироточивые мощи. Горячее народное почитание Святителя выражено и в богатейшем достоянии (некогда ещё более богатом) - в изделиях из золота, серебра, драгоценных камней, смальты, в миниатюрах рукописей, в реликвиях Сокровищницы базилики. В самой базилике доминирует "золотое небо", плафон, вырезанный и расписанный Карло Роза в 1661-1662 гг., с циклом из жития Св. Николая и из местных преданий. Среди живописных работ - прекрасная картина Б. Виварини (1476), настоящий паломнический маршрут в образах; большое популярное полотно с "темноликим" Святителем, считавшимся в Бари его "истинным образом" (неизвестный художник XVII в.), икона криткого иконописца Андрея Рикоса (XVI в.) с Божией Матерью Страстной и с Иоанном Богословом (и со Св. Николаем). В правом трансепте высится серебряный барочный алтарь, переплавленный, к сожалению, в 1682 г. из другого алтаря - подарка сербского царя Уроша II Милютина в 1319 г. - вместе с лампадами, ризами и бюстом Святого.

Для тысяч паломников эмблемой базилики стала величественная статуя Святого Николая в левом нефе, со смуглым ликом и с проникновенным взглядом, в торжественных облачениях и с традиционным атрибутом, тремя золотыми шариками (работа Дж. Кореи; 1794 г.).

Мола - Монополи

Мола-ди-Бари, селение мореплавателей и рыбаков, не могло не признать своим патроном Николая Чудотворца, простирающего Небесный покров над морями: Николаю посвящена главная церковь, устроенная в 1279 г. и переделанная далматскими мастерами Джованни и Франческо да Себенико в изысканных формах позднего Ренессанса. В нише алтарной апсиды водружена деревянная с позолотой статуя Святого.

Неявным кажется культ Св. Николая в Монополи и в прибрежном Полиньяно-а-Маре: их чтимые патроны, приплывшая морем Мадонна делла дзаттера ("на плоту"), она же "Мадонна делла Мадиа" ("спасшаяся от кораблекрушения") и Св. Вит Луканский, юный римский воин, всё же оставляют Чудотворцу Мирликийскому пространство для почитания и изображений: это полотно с его фигурой в приморском аббатстве Сан Вито; великолепный полиптих Б. Виварини (1472) в соборе; остатки убранства в пещерных храмах Сан Николо ин порто асперо и Санта Мария Амальфитана (крипта со сценами из жития, плохо сохранившимися); впечатляющий холст венецианца Ф. Вечел- лио (1524) в музее Диоцеза, со Святителем в пышных золототканых ризах, полиптих работы Лоренцо Монако, покинувший "родное место" в замке Санто Стефано.

Рутильяно

Из Бари лучи сияния славы Николая быстро достигли соседних селений Грумо, Санникандро (по имени Никандра, первого епископа Мир Ликийских) и Рутильяно - все они стали уделами барона-приора барийской базилики, согласно указам Карла II Анжуйского в 1304-1306 гг. Что касается Рутильяно, то Св. Николай - его Небесный покровитель, и об этом свидетельствуют многочисленные знаки: в соборе (XI в.) Чудотворцу посвящён придел с его скульптурной полуфигурой; здесь также - известный полиптих А. Виварини (1479) с Мадонной и Святыми, чтимыми паломниками и монахами-францисканцами. На фасаде храма - большое круглое панно с благословляющим Святителем (1899), в то время как расходящиеся кругом улочки, переулки, дворики несут на своих стенах барельефы, эмблемы, киоты, статуи Николы. В монастыре Св. Клары Асиззской невозможно не восхититься полотном Дж.-Б. Лама "Слава Непорочного Зачатия Девы Марии с Апостолом Андреем и Святым Николаем" (1708), а в храме капуцинов - картиной Н. Глири "Бог Отец со Святыми Ианнурием и Николаем", (XVII в.). К началу XIV столетия относится церковь Сан Никола "де криптис", возможно, поставленная на месте древнего пещерного храма.