Город, раскинувшийся на крутом правом берегу реки
Клязьмы. Когда в предзакатные часы из широкой речной поймы, бурно поросшей
травами, смотришь на городские строения и видишь их отражения в тихой глади
воды, кажется, что видишь сказочную картину. Творения человеческих рук и природа
слились здесь в одно нерасторжимое целое, создав подлинную симфонию. Как будто
человек и природа сговорились и действовали заодно, создавая красоту на века.
Все церкви белые, все почти без исключения не тронуты с XVII века,— не расшиты,
как всюду, окна, сохранили черепичную чешую главы, старые ворота и ограды и
столько старых каменных домов, сколько их нет во всей остальной России.
Знакомство с Гороховцом лучше начать с Никольской горы, самой высокой точки
города. Здесь, на небольшом плато, на семьдесят метров поднявшемся над уровнем
реки, началась его история.
В дославянскую эпоху (I тысячелетие н. э.) эти места были заселены финно-угорским
племенем меря. Об этом свидетельствуют раскопки археологов на так называемой
Лысой горе, расположенной поблизости.
Мирное освоение края древними
славянами шло постепенно из Суздальского ополья вниз по Клязьме. Уже в XI
веке земли вокруг Гороховца были заселены славянами.
Первоначальное ядро города составлял детинец, расположенный на Никольской горе.
Высота его земляных валов, сооруженных в XII веке, достигала пяти метров. В
то время город был сильной пограничной крепостью на юго-востоке Владимиро-Суздальского
княжества. Но после 1239 года, когда город был сожжен монголо-татарами дотла,
жизнь в нем надолго замирает. В XV веке город уже принадлежал нижегородскому,
а затем московскому князю и числился центром волости.
В 1539 году на город совершили набег казанские татары. Окрестности были разорены.
Когда враги осаждали город, повествует легенда, над горой в лучах заходящего
солнца появился образ огромного воина с мечом в руках. Враги в панике отступили,
а место с той поры называется в народе Пужаловой
горой. Это возвышенность, отделенная от древнего детинца глубоким оврагом,
сейчас склоны ее заросли вишневыми садами, а на самой горе расположился городской
парк.
Беспокойной для города была и первая половина XVII века.Из
переписной книги Гороховца за 1646 год видно, что город к томувремени разросся.
На берегу Клязьмы был поставлен рубленый острог с башнями, рядом воздвигнута
соборная церковь Благовещения, «древяна, верх шатром», а на посаде — деревянная
церковь Воскресения, а также съезжая изба, двор воеводский, таможня, жилые и
хозяйственные постройки, кузница, мыловарня, мельница.
Напротив, «место городовое на горе», где ранее был детинец, постепенно пустело.
По указу царя Михаила Федоровича здесь был основан монастырь с деревянной церковью.
К 1678 году внутри прежнего города, а теперь монастыря, был возведен целый комплекс
деревянным церковных построек, огороженных забором, рубленным «в замок». Дерево
было дешевым строительным материалом, и небогатые посадские люди и монастыри
охотно использовали его.
Каменные строения в городе появились лишь в последней трети XVII века. После
введения в 1667 году в России «Новоторгового устава», открывшего деловым людям
широкий простор для деятельности, Гороховецкое купечество, используя выгодное
положение города на тракте Москва — Нижний
Новгород с его шумной Макарьевской ярмаркой, быстро богатело. Торговля юфтью,
льном, пенькой, полотном, маслом, вином, москательными товарами, кирпичом, приносила
огромные барыши. Город быстро рос. Богатые купцы, желая увековечить свое имя
и показать мощь своего благосостояния, делали огромные вклады в строительство
каменных храмов. Одним из них был Троицкий собор в Никольском монастыре, построенный
на средства купца Семена Ершова в 1681 году.
Оспаривают друг у друга право на застройку «красного» места и другие именитые
люди города, и каждый старается украсить свое детище как можно искуснее. Приглашаются
лучшие мастера. В результате до нашего времени сохранился необычайный по своей
цельности архитектурный ансамбль Никольского монастыря, построенный в XVII—XVIII
веках.
В панораме его доминирует Троицкий собор (1681—1689). С северо-западной стороны
собора стоит шатровая колокольня, построенная в те же годы, что и собор, и составляющая
с ним одно целое. Это первая по времени каменная колокольня. На краю северного
склона горы, в линии монастырской ограды, стоит двухэтажная церковь Иоанна Лествичника
(1710—1716). Чтобы впечатление от монастыря осталось более цельным, нужно представить,
что в XVIII веке он со всех сторон был огражден стеной. Башенки по углам ограды
были украшены цветными изразцами, вставленными в ширинки. Несколько таких изразцов
с мотивом «вазона» еще сохранились. Яркие зеленые, желтые, синие и коричневые
цвета поливы очень оживляют красное поле стены.
На восточной стороне ограды располагались кельи и святые врата с церковью Покрова
(1689). Здесь пролегала основная дорога из города в монастырь.
Все основные постройки Никольского монастыря располагались
по периметру комплекса, создавая вместе с оградой своеобразное пространственное
обрамление основному архитектурному сооружению — Троицкому собору. Это интересный
пример центрического построения ансамбля, имеющего огромное градостроительное
значение в облике всего города. Контур зданий монастыря, его органическая пространственная
связь с природным ландшафтом, свободное соединение с городской застройкой —
все это делает его неповторимым памятником древнерусского зодчества.
Осмотрев памятники Никольского монастыря, следует продолжить осмотр другого
древнего комплекса архитектурных построек, раскинувшегося внизу на посаде —
городского Благовещенского собора с колокольней (1700) и теплой церкви Иоанна
Предтечи (начало XVIII в.).
От Никольского монастыря сюда можно спуститься по крутой, петляющей меж кустов
тропинке северо-восточного склона или же по лестнице, ведущей к набережной реки
Клязьмы.
Сегодня в церкви экспонируются передвижные выставки Владимиро-Суздальского
музея-заповедника. Они посвящены древнему быту гороховчан и их сегодняшнему
дню.
Если пересечь площадь, на которой стоит Благовещенский собор, то окажемся перед
Сретенским монастырем. Он основан в 1658 году и первоначально был деревянным.
Выйдя из монастыря через западные ворота под колокольней и свернув направо на
Советскую улицу, мы через несколько минут окажемся перед понтонным мостом через
Клязьму, за которой в пойме реки белеют стены самого древнего в Гороховце -
Знаменского монастыря (XVII—XVIII вв.). Он был основан в 1598 году как мужская
обитель.
В ходе нашего знакомства с древними памятниками Гороховца напрашивался вопрос:
если для «Мира» именитые купцы города возводили величественные храмы, то, наверное,
для себя они строили не менее, если не более пышные хоромы? Тут их щедрость
не знала границ. Гороховец — один из немногих городов России, где сохранилась
гражданская архитектура XVII века. Причем среди семи сохранившихся каменных
палат Гороховецкого посада нет двух одинаковых. У каждой из них свой «ранг».
Наиболее яркие страницы деревянной летописи Гороховца созданы топором местных
плотников, следы яркого искусства которых можно здесь обнаружить повсюду. В
XIX веке в Верхнем Поволжье была развита барельефная (глухая) домовая резьба,
исполнявшаяся с помощью долота. В Гороховецком крае самыми искусными ее мастерами
были плотники — якуши. Их слава была настолько громкой, что Владимир Иванович
Даль включил их в свой знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка»,
где они значатся как «долбежники, плотники рещики для резки у крас на избы и
на суда». Дома повсеместно одевались в пышное травное узорочье с фантастическими
образами фараонок — берегинь, сиринов, а также львов и различных птиц. Особенно
излюбленными были композиции с вазонами и произрастающими из них побегами аканта,
а также солнечные розетки, то тесно вплетающиеся в листву, то рельефно выступающие
на глади доски.
Естественно, что в Гороховце искусство якушей, как преимущественно сельских
плотников, приходилось по душе прежде всего крестьянам и горожанам, проживающим
на городских окраинах. Поэтому дома, украшенные подобной резьбой, чаще всего
можно встретить в районе улицы Московской (дом Бобровой (ул. Калинина, 8), (ул.
Московская, дом 30 и дом 92, дом 94),
Рубеж XIX—XX веков ознаменовался в Гороховце строительством целого ряда крупных
жилых зданий, многие из которых несут на себе следы увлечений псевдорусским
стилем. Таковы особняки Кучиных, Морозовых, Шугуровых. Оригинальный сплав псевдорусского
стиля с модерном выражен в архитектуре особняка Шориных (ул. Московская, 43).
Неизвестный зодчий, безусловно, хорошо знал местную строительную традицию и
в обилии снабдил дом резьбой, среди которой основное место занимают розетки,
столь излюбленные в творчестве народных мастеров.
В 1970 году Гороховец включен в список исторических городов России, имеющих
памятники, представляющие большую ценность. Он вошел в систему туристического
маршрута «Золотое кольцо
России».
Покидаешь Гороховец с намерением подольше сохранить в душе увиденное и с горячим
желанием вернуться сюда вновь, ибо пребывание здесь позволило почувствовать
красоту родной земли, своеобразие языка древнего зодчества, заглянуть в давно
ушедший быт.