Палехская лаковая миниатюра - народное искусство, возникшее в селе Палех Ивановской
области. Стиль росписи берет начало в традициях древней суздальской и московской
школ иконописи (15-16 вв.).
Начиная с 1920-х годов палехские художники начали украшать шкатулки, броши,
пудреницы, футляры для очков и пепельницы. Мотивы для этих миниатюр, как правило,
были взяты из повседневной жизни, классических произведений литературы, сказок,
народных стихов и песен. Работа обычно выполняется на черном фоне с украшениями
из золота.
Остро нуждаясь в государственном финансировании, уникальное ремесло, которым
владели палехские художники, вымирает. Художники из Палеха известны популяризацией
иллюстрированной русской народной тематики и в России, и за рубежом. Художники,
которые в начале 20 века перешли от написания икон к изготовлению лаковых шкатулок,
сейчас возвращаются к религиозному искусству или создают дешёвые имитации.
Хотя посёлок Палех находится всего в 400 км от Москвы, поездка сюда из столицы
общественным транспортом занимает столько же времени, сколько полет в Пекин:
около 9 или 10 часов. С населением в 6000 человек Палех может похвастаться примерно
600 художниками, и секреты их искусства передавались из поколения в поколение.
Первое поселение здесь появилось в 15 веке после татаро-монгольского нашествия.
На берегах живописной реки Палешка выросла деревня, населённое иконописцами,
в последствии хорошо известная даже царскому двору. Мастера писали прекрасные
иконы с бесчисленным количеством деталей - "всё до мелочей". Их работы сегодня
можно найти в церквях Московского Кремля и в Троице-Сергиевом монастыре. В 1882
году Белоусовы - палехская семья иконописцев - украсили Грановитую палату в
Кремле.
После революции 1917 года иконописцы были вынуждены искать другие применения
своим талантам. Они украшали деревянные ложки, матрёшки, шкатулки, посуду...
Все это находилось под угрозой вымирания, но художникам удалось адаптироваться
и развить новый стиль.
На выставке в 1923 году Палехский кооператив продемонстрировал несколько своих
небольших деревянных шкатулок и блюд, украшенных мотивами из русских народных
песен. Палехские художники первыми нарисовали знаменитую Жар-птицу и проиллюстрировали
"Пушкиниану" (сказки и стихотворения, написанные великим русским поэтом).
Результатом стал подлинный ренессанс. Работы палехских мастеров начали экспортироваться,
принося советскому государству твёрдую валюту. Их работы даже получили призы
на Всемирной выставке в Париже. В 1928 году мастера начали обучать новых молодых
художников. В 1935 году был создан Палехский музей: бесценная коллекция икон,
лаковых миниатюр, рисунков и картин.
"Вся работа выполняется вручную. Каждая шкатулка должна быть смазана маслом,
загрунтована, зашпаклёвана и окрашена черным лаком снаружи, красной эмалью внутри,
затем высушена и декорирована", - рассказывает местный старожил. "В
Палехе мы не делаем копий; каждая шкатулка уникальна. Окончательная полировка
производится ладонью. Миниатюру нельзя увеличить, поэтому художники используют
лупы".
Но у мастеров нет заказов от правительства. Любые льготы эфемерны, и продажа
наших товаров - проблема. Палехские подделки составляют 80-90 процентов рынка.
Закон о борьбе с пиратством не работает. Сувенирные магазины покупают у художников
вещи, которые не прошли проверку у экспертов. Что делают с людьми, которые изготавливают
фальшивые деньги? Их сажают в тюрьму. Но за поддельную палехскую шкатулку -
нетм.
Недавно Палехскому отделению Союза художников России исполняется 60 лет. В
честь новой годовщины готовится выставка. Однако председатель местного отделения
опасается, что выставлять может быть нечего. Старых мастеров почти не осталось
- всего пятеро. Молодые художники объединяются в бригады и уезжают расписывать
интерьеры церквей, возвращаясь к творчеству своих предков. Иконопись востребована
и сегодня, но на примитивном уровне.
Лаковая шкатулка работы известного художника может принести коллекционерам
до миллиона рублей. Государство сегодня, как и в советские времена, не размещает
заказов на палехские шкатулки. В прошлом году у Ассоциации художников Палеха
был один претендент на работу: молодой человек, который не мог согласиться на
зарплату в 15000-20000 рублей.
Сегодня каждый десятый житель Палеха является выпускником Палехской художественной
школы. Во всей России всего две школы такого рода. Каждый год выпускаются 16
учеников. Но претендентов становится все меньше. Приходится путешествовать по
региону и искать новых мастеров среди молодых людей
Древний Палех продолжает трудиться, но плоды этого труда исчезают за границей.
Крупнейшие коллекции палехской лаковой миниатюры находятся в Соединённых Штатах
и Нидерландах. Художники отчаянно нуждаются в государственном финансировании.
Старшее поколение исчезает. Жар-птица, прославившая Палех, появляется на магнитах
для холодильника, а сама птица улетела в какое-то далёкое царство.
* Экскурсии, помеченные звездочками в программе тура или в аннотации,
оплачиваются дополнительно.