Кустарные промыслы
> Народные промыслы России
Русские народные промыслы
Резная игрушка и скульптура - яркая и самобытная область народного творчества. Центром её валялось село Богородское, расположенное примерно в 30 км от Сергиева Посада (в котором, кстати, есть и свои собственные игрушки, а его музей кукол недалеко от Лавры считается лучшим в Подмосковье). Богородский промысел расцвёл в начале XIX века. Наиболее ранние изделия относятся к концу ХVIII столетия. Богородские резчики обычно не раскрашивали и не лакировали свои поделки, сохраняя красоту естественного вида древесины. |
Вологодское кружево, датируемое 17 веком, первоначально ткалось из золота и серебра для одежды знати и церковной иерархии. Сегодня вологодское кружево привлекло внимание всего мира своими богатыми декоративными узорами и плавными линиями. Особый интерес представляют кружевные полотна, изображающие советских вождей и разные стандартные сцены социалистического соревнования, успехов и побед. Здесь представлены работы не только российских, но и европейских мастериц.
|
В Подмосковье, причём недалеко от столицы, находится Гжель, в котором
издревле развит один из самых известных на Руси народных промыслов. В
Гжели делают уникальную роспись на фарфоре, которая ценится во всём мире.
Неподалёку от города находится музей в деревне Турыгино. Здесь вы можете
узнать об истории этого замечательного народного промысла. Самый старый
экспонат здесь датирован ещё 15 столетием, хотя привычная нам роспись
появилась лишь в 19. Здесь вы сможете не только посмотреть на готовые
изделия, но и пройти мастер-класс по изготовлению — самостоятельно слепить,
обжечь, а затем раскрасить.
|
Деревообработка - самый древний из промыслов в России. Дерево сопровождало
человека от рождения до смерти, (колыбель и домовина гроб), дома и предметы
быта делали из дерева. Изготовление деревянных предметов в XVIII-XIX веках принимает
промышленный характер, и со временем делится множество отраслей строительство
домов, производство телег и саней, производство дуг, оглобель; бондарное и обручное
производство столярное и мебельное, ящичное и сундучное; токарное производство
борон, лопат, грабель, лесопильное производство, плетение корзин.
|
Нарядная, красочная, жизнерадостная дымковская игрушка... Родом она с вятской земли, с заречной слободы Дымково вблизи города Вятки, которая сейчас находится на территории Кирова (кстати, мало кто знает, что Дымковская слобода есть и в Великом Устюге - с другого берега Сухоны, прямо напротив центра города; некоторые гиды рассказывают, что истоки Дымковской игрушки, возможно, находятся в том числе и здесь). Вятские мастерицы (а делают игрушки исключительно женщины) из поколения в поколение передают секреты: какую глину взять, как соединить разные части игрушки, при какой температуре обжечь, какие краски подобрать. |
Наряду с матрёшкой, самоварами, хохломой и деревянными ложками, почётное
место среди известнейших русских сувениров занимает Каргопольская игрушка.
Дата зарождения этого промысла неизвестна. Самая старая из сохранившихся
игрушек относится к 30-м годам 20-го века. Концепция ремесла проста -
игрушки показывают быт и нравы представителей различных слоёв общества
- от ухоженных барынь до уставших от работы крестьян. В настоящее время
ремесло живо и претерпело незначительные изменения, заключающиеся в более
утончённых формах и ярких красках.
|
Положил начало касимовской росписи художник-самоучка Владимир Александрович
Скорняков. Им разработано несколько вариантов росписи. Первый рисунок росписи
- с листьями хмеля; позже появились клубника, вишня, смородина, мелкая ромашка.
|
Главное отличие Ковровской игрушки от других видов народных промыслов
— сочные цвета, заимствованные у Владимирской школы живописи, многообразие
сюжетов (в основном, естественно, на сельскую тематику: праздники, домашние
посиделки, крестьянское хозяйство, а также на сцены из Евангелия и игрушки).
Ковровская игрушка очень похожа на Дымковскую.
|
Палехская миниатюра - небольшие картины (часто по мотивам русских сказок
или литературных произведений), которые выполняются темперными точками
на лакированных шкатулках или футлярах из папье-маше. Это народное искусство,
возникшее в селе Палех Ивановской области. Стиль росписи берет начало
в традициях древней суздальской и московской школ иконописи (15-16 вв.).
Начиная с 1920-х годов палехские художники начали украшать шкатулки, броши,
пудреницы, футляры для очков и пепельницы. Мотивы для этих миниатюр, как
правило, были взяты из повседневной жизни, классических произведений литературы,
сказок, народных стихов и песен. Работа обычно выполняется на черном фоне
с украшениями из золота. Художники из Палеха известны популяризацией иллюстрированной
русской народной тематики и в России, и за рубежом.
|
За удивительными по изящности русскими платками — символу женственности
и красоты на Руси, украшенными букетами и гирляндами цветов, едем в Павловский
Посад. Здешние платки и шали известны уже более полутора веков, а называют
их набивными, потому что сложный рисунок на шерсть или шёлк раньше «набивали»
с помощью деревянных резных форм. Прежде чем отправиться за покупками, загляните
в местный музей. Тут и шёлковые шали, и платки с золотым шитьём, и декоративные
панно, и роскошные наряды прошлых эпох — больше 400 экспонатов! Особенно
интересны панно и платки с рисунками и портретами советской и современной
тематики. |
Ростов Великий издавна славился мастерами миниатюрной живописи по финифти
(эмали). Живопись по эмали близка по технике к росписи фарфора. Основой
для этой росписи является тонкая медная пластинка, покрытая с обеих сторон
слоем эмали. В процессе росписи огнеупорными эмалевыми красками пластинку
обжигают несколько раз, при этом цвет красок меняется, как и при обжиге
фарфора. Искусство украшения эмалью металлических изделий достигло особо
высокого совершенства на Руси в XVI - XVII веках. Расписной эмалью украшали
столовую посуду, утварь, оружие, предметы церковного обихода. |
Известные своими красочными узорами красного и золотого цветов, хохломы
представляют собой расписные декоративные блюда, ложки и миски. Само название
происходит от названия населённого пункта, где это ремесло зародилось
(в Нижегородской области) ещё в 17 веке. Историю зарождения хохломской
росписи, расцвета производства и лучшую коллекцию изделий сегодня можно
увидеть в историко-художественном музее и Музейно-туристическом центре
"Золотая хохлома", построенном при совместном финансировании министерства
поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка
и услуг Нижегородской области и администрации Семёновского района. Уже
к концу XIX века ассортимент хохломских изделий отличался большим разнообразием,
сложилась технология окраски, были разработаны основные типы орнамента.
В настоящее время на предприятии ЗАО «Хохломская роспись» существует иконописная
мастерская, где пишутся иконы в традициях хохломской росписи. |
Народное искусство и традиции Орловщины тесно сплетаются с её природным миром.
Здесь сохранились уникальные народные промыслы. Русский народный костюм - словно
образная летопись жизни наших предков, языком цвета, формы, орнамента рассказывающая
сокровенные тайны и законы народного искусства. Традиционные и очень разнообразные
узоры в вышивке знаменитого "орловского списа" - это изображения
славянских символов, пришедших к нам с давних времён. Считается, что название
вышивки "спис" происходит от слова "списывать", срисовывать узоры с морозных
окон. В действительности возникло и развилось искусство ещё в XVIII веке, создали
его крепостные крестьянки. По всей Руси славились кружева мценских мастериц
"мотивы". Их часто выдавали за заграничные. Мценские кружева
поставлялись к царскому двору, вывозились в Англию, Турцию. Более 150 лет производится
знаменитая гармошка "ливенка" - один из изначальных вариантов
русской ручной гармоники. Ею восхищались Иван Тургенев, Лев Толстой, Сергей
Есенин и многие другие.
Самовар - традиционное ремесло Тульской области, изначально создавался как
практичное приспособление: для кипячения воды, приготовления чая и кофе. Сегодня,
хотя они и функциональны, они выполняют скорее декоративную роль.
Уральский малахит
Ювелирные изделия, орнаментальные изделия и предметы интерьера изысканного
мастерства, изготовленные с использованием знаменитого уральского малахита (также
известного как русский камень и/или Павлиний камень в Древней Руси).
В немногих произведениях, созданных во время войны в Дулёво, отразились героические
страницы истории России, в частности блокада Ленинграда. Художественный акцент
ставился не на закодированной идеологии, а на соотношении художественных и эстетических
задач. "Мальчик-геолог" П. М. Кожина, "Электромонтёр" К. В. Поповой, "Пионер,
кормящий жеребёнка" П. А. Баландина демонстрируют нам отображение в фарфоровых
изделиях мира детства без претензий на показ торжества нового быта. Благодаря
их разнообразию скульптура постепенно обретает черты естественности и эмоциональной
теплоты.
Филимоновский художественный промысел, известный и популярный не только на
Руси, но и в других странах, зародился на Тульской земле, в деревне Филимоново
Одоевского района. На протяжении поколений передавали передавались секреты мастерства.
Филиминовскую игрушку делали всегда - даже во времена невзгод, голода,
войны... Мастерицы лепят филимоновскую игрушку из серо-голубой глины "синики"
из единого куска, затем "прокалывают" свисток.
Cело Федоскино Мытищинского района известна по всей России. Ведь она является
центром народного промысла - миниатюрной живописи на шкатулках. Чем-то
данный промысел напоминает хохлому, чем-то похож на ростовское финифти.
В любом случае, федоскинская роспись имеет для русского искусства не меньшее
значение, чем гжель, дымковская игрушка, жостовские подносы (кстати, Федоскино
и Жостово расположены рядом друг с другом - как правило, туристы их осматривают
вместе). Помимо повсеместно известного музея народных промыслов в Федоскино
недавно открылся частный музей наследственной художницы лаковой миниатюры Надежды
Стрелкиной.
Некоторые виды русских
народных промыслов хорошо известны во всём мире, в то время как другие неизвестны
за пределами России. Все знают о знаменитой русской матрёшке-матрешёчнице или,
например, хохломе. Однако гораздо меньше людей ассоциируют замысловато сплетённые
кружева, фарфор с ручной росписью, изделия из дерева или украшения с эмалью
с русским народным искусством.
|