Современный Ростов - это, прежде всего, город-музей, обладающий драгоценными
сокровищами русской национальной культуры. Путешественнику, приближающемуся
к нему со стороны Москвы, открывается обращённый к озеру
Неро южный фасад города. Своеобразие его архитектурно-художественного облика
определяют ансамбли Ростовского
кремля, Спасо-Яковлевского
и Авраамиева монастырей.
Ансамбль Ростовского кремля
По своему первоначальному назначению представлял собой резиденцию
архиереев Ростово-Ярославской епархии. Поэтому в древности его называли архиерейским
или митрополичьим двором. В настоящее время ансамбль делится на три относительно
самостоятельные функциональные зоны: собственно архиерейский двор, примыкающую
к нему с севера соборную площадь и с юга -- Митрополичий сад.
Успенский собор
Главной доминантой ансамбля является Успенский собор -- старейшее здание города.
Храм построен на месте своих белокаменных предшественников ХII-ХIII вв. в 1508-1512
гг. Величественный объем собора, крытый по килевидным закомарам, венчает мощное
пятиглавие. Внутреннюю шестистолпную конструкцию здания на фасадах выявляют
пилястры довольно большого выноса. Многочисленные декоративные элементы: аркатурно-колончатые
пояса, горизонтальные тяги филенки и т.п. придают облику храма особую пластическую
выразительность. Большая часть дошедших до нас зданий кремля была построена много
позже собора, в основном, в период правления митрополита Ионы (1652-1690 гг.),
который оказал значительное влияние на формирование художественного облика этих
сооружений. Так, по его замыслу около 1682 г. к юго-востоку от собора была построена
звонница. Тогда же московские мастера Филипп и Киприан Андреевы отлили для звонницы
два огромных колокола: «Полиелейный» в 1000 пудов и «Лебедь»
в 500 пудов. Позже, в 1688 г. мастером Флором Терентьевым был отлит большой
колокол в 2000 пудов, получивший имя «Сысой», в память об отце митрополита
Ионы. Специально для этого колокола возвели дополнительный башнеобразный объем,
примкнувший к северному фасаду прежней звонницы. Он несколько нарушил стройность
общей композиции соборной площади, но в то же время придал ей большую живописность.
Ценно, что на звоннице полностью сохранился набор из 15 колоколов. Строительство
центральной части кремлёвского ансамбля началось с формирования парадного двора,
который постепенно окружили в основном культовые и административные здания.
Одним из первых здесь в 50-60-е гг., XVII в. строится двухэтажный корпус Судного
приказа. Часть корпуса в XVII в. занимало одно из важнейших учреждений митрополичьего
двора -- Судный приказ, который помимо судебных функций был во многом и центром
общего управления епархией. Около 1670 г. вплотную с Судным приказом возводится
надвратная церковь Воскресения с фланкирующими её северный фасад двумя крепостными
башнями. Этим комплексом был великолепно оформлен главный вход в митрополичий
двор -- Святые ворота. Облик церкви Воскресения поражает и контрастным сочетанием
сурового, почти лишённого украшений верха храма с нижней частью, в изобилии
украшенной разнообразным кирпичным узорочьем, многоцветными изразцами, а также
большим живописным киотом. В завершении памятника использованы некоторые детали,
заимствованные у стоящего напротив Успенского собора. Однако сделано это с исключительной
сдержанностью. По другую сторону от центрального двора возвышается большой корпус
митрополичьих хором, возведённый при митрополите Ионе примерно в 50 - начале
70-х гг. XVII в. Он с самого начала предназначался для жительства митрополита,
а также для хранения его богатейшей казны. Часть помещений занимал Казённый
приказ, ведавший всеми финансовыми делами епархии. До конца XVII в. корпус оставался
двухэтажным. Позже надстроили третий этаж, а в конце XVIII в. здание получило
новый декор в духе классицизма. Ныне лишь орнаментальный пояс, типичный для
второй половины XVII в., да узкие окна первого этажа, восстановленные реставраторами
1920-х гг., напоминают о древнем облике сооружения. В одном ряду с митрополичьими
хоромами располагается комплекс Государских хором (70-80-е гг. XVII в.) или,
как его еще называют, «Красная палата». Здание отличается живописной
компоновкой объёмов, каждый из которых завершён особой крутой кровлей. Ещё большую
живописность Государским хоромам придаёт великолепное крыльцо, увенчанное двумя
шатрами. Нынешний облик Красная палата получила после капитальной реставрации,
проведённой в 1960-х гг. Около 1675 г. за митрополичьими хоромами строится комплекс
церкви Спаса Нерукотворного образа (позже -- Спаса на сенях). В нижнем этаже
комплекса располагались хлебня и другие хозяйственные службы, а в верхней --
собственно церковь Спаса, большая столовая палата, сени между ними, а также
разобранные в 1778 г. отдаточные палаты, примыкавшие к северному фасаду здания.
Церковь Спаса являлась домашним храмом митрополита Ионы. её стройный объем,
увенчанный золочёной главой на барабане несколько усложнённой формы, господствует
над окружающей застройкой. Восьмискатное покрытие, соответствующее крещатому
своду храма, явно навеяно зодчеством XVI в. У ростовского Успенского собора
взяты наиболее заметные детали убранства: аркатурно-колончатый пояс, фриз из
пятиугольных ниш апсид. Причём все они, включая и богатые наличники, сконцентрированы
в нижней части храма. Верх же его столь же строг, как и у надвратной церкви
Воскресения.
Столовая или Белая палата имеет традиционную для XVI-XVII вв. одностолпную
конструкцию. Интерьер хорошо освещают довольно широкие оконные проёмы, украшенные
так называемым «висячим каменьем». Здесь митрополит Иона устраивал
торжественные трапезы.
На протяжении 70-80-х гг. XVII в. постепенно, начиная от церкви Воскресения,
строятся крепостные стены и башни митрополичьей резиденции. Мастера снабдили
их всеми атрибутами крепостного сооружения, в частности, бойницами подошвенного,
косого и верхнего боя. Однако богатство декоративного убранства башен, которые,
подобно обычным палатам, имеют широкие окна с наличниками, свидетельствуют,
что крепость с самого начала не имела военного значения. Несомненно, в первую
очередь она призвана была наглядно продемонстрировать величие Ростовской епархии
одной из крупнейших в России. Одновременно со стенами и башнями возводились
корпуса, расположенные по периметру Г-образного в плане хозяйственного двора.
В них размещались хозяйственные службы, обеспечивавшие жизнедеятельность митрополичьего
дома. В корпусах между Водяной и Дровяной башнями находились сушила, пивоварня,
многочисленные кладовые палаты. А по другую сторону от Дровяной башни -- поварня
и приспешня (пирожная), также относящаяся к 70- 80-м гг. XVII в, Архитектурная
обработка всех этих сооружений очень, скромна. Она практически совпадает с
оформлением хозяйственного корпуса, расположенного в восточной части центрального
двора. Так было подчёркнуто иерархически подчинённое положение хозяйственных
корпусов в общем художественном целом ансамбля. Одной из последних кремлёвских
построек времени митрополита Ионы стала надвратная церковь Иоанна Богослова
(1683 г.) Это, пожалуй, самое совершенное произведение ионинских мастеров.
Все лучшее из опыта, накопленного за годы строительства митрополичьей резиденции,
нашло блестящее воплощение в этом замечательном памятнике. Он как-бы весь
устремлён вверх, что достигнуто за счёт сильно вытянутых по вертикали основного
объёма, барабанов глав, шей крестов и мастерски скомпонованного пятиглавия.
Вместе с тем церковь Иоанна Богослова выглядит более нарядной и праздничной,
чем предшествовавшие ей церкви кремля. В её облике уже отсутствует противопоставление
богато оформленного низа и сурового, почти аскетического верха храма.
Совсем иную архитектурную обработку имеет церковь Григория Богослова (1680-е
гг.) приписного, то есть целиком зависимого от митрополита Григорьевского
монастыря. На первый взгляд, Григорьевская церковь своим многоскатным завершением
и пятиглавием близка другим кремлёвским церквам. Но мы не найдём у неё ни
аркатурно-колончатого пояса, ни изразцового, ни богатых наличников. Последним
самостоятельным сооружением кремля стала церковь Одигитрии, начатая в 1692г.
и законченная в 1693 г. Ей приданы черты стиля московского барокко»,
распространённого в конце XVII -- начале XVIII вв. Но в отличие от большинства
сооружений этого направления церковь Одигитрии выглядит гораздо скромней.
Мастера все сделали, чтобы гармонично вписать её в уже сложившийся ансамбль.
Современная пёстрая раскраска не первоначальная, а относится к более позднему
времени.
К концу XVII в. завершилось в общих чертах формирование архиерейского двора.
Все его разнообразные сооружения были объединены в редкий по живописности, но
в то же время удивительно гармоничный ансамбль. Единство и благородная сдержанность
цветового решения придавали ему особую одухотворённость. Белая со слегка розоватым
оттенком окраска каменных стен своеобразно сочеталась с серебристым, почти черным
цветом тесовых кровель и тускловатым блеском лужёного покрытия глав и крестов.
Картину дополнял разбитый на центральном дворе роскошный сад с широким зеркалом
пруда, уподоблявшийся райскому саду. Да и ансамбль в целом, по замыслу митрополита
Ионы, должен был символизировать небесный град -- горний Иерусалим.
Свято-Троицкий Варницкий монастырь
На северо-западе Ростова Великого на месте древней Варницкой слободы расположился
Свято-Троицкий Варницкий монастырь. Он был основан в 1427 г. архиепископом Ростовским
Ефремом на том самом месте, где стоял дом родителей Преподобного Сергия Радонежского
- святых Марии и Кирилла.
Троице-Варницкий монастырь никогда не был богат. До второй половины XVIII
века все сооружения монастыря были деревянными. В 1771 г. епископ Ростовский
Афанасий возводит в монастыре первый каменный храм - Троицкий собор. Тогда же
была построена и колокольня. Троицкий собор был холодным, и зимой служба проходила
во Введенском храме, построенном в 1828 г. Монастырь славился целебным колодцем.
После 1917 г. монастырь был закрыт, а затем и разрушен. Запустение продолжалось
до 1992 г., когда в память 600-летия со дня кончины Преподобного Сергия на месте
Троицкого собора была построена часовня. В 1995 г. началось возрождение монастыря.
Ростовская финифть
Ростов Ярославский издавна славился мастерами миниатюрной
живописи по финифти (эмали).Живопись по эмали близка по технике к росписи фарфора.
Основой для этой росписи является тонкая медная пластинка, покрытая с обеих
сторон слоем эмали. В процессе росписи огнеупорными эмалевыми красками пластинку
обжигают несколько раз, при этом цвет красок меняется, как и при обжиге фарфора.
Искусство украшения эмалью металлических изделий достигло особо высокого совершенства
на Руси в XVI - XVII веках. Расписной эмалью украшали столовую посуду, утварь,
оружие, предметы церковного обихода. Традиционная технология выполнения финифти
своеобразна. Из тонкого, до 1,5 мм медного листа (медь и золото лучше всего
принимают эмаль) штампуются слегка выпуклые пластинки различной формы и размеров.
Затем тщательно очищенные поверхности пластинок покрывают одноцветной эмалевой
массой. После эмалевой грунтовки их обжигают в муфельных печах при температуре
750 С. Расцвет искусства живописной миниатюры на эмали относится к XVIII веку.
В Петербурге, Москве и Ростове Ярославском миниатюрой по эмали украшали табакерки,
шкатулки, медальоны, ордена. В основном мастера Ростова занимались росписью
иконок, вставок к церковным книгам и утвари. В XIX веке они уже не ограничиваются
выполнением образков, а копируют произведения русских и западноевропейских живописцев
и выполняют самостоятельные композиции. Современные мастера фабрики "Ростовская
финифть", изготавливающие широкий ассортимент изделий (броши, серьги, кулоны,
браслеты, туалетные коробочки, шкатулки, другие сувениры...) довели свои изделия
до лучших художественных образцов мирового уровня.
Это интересно
Настоящее имя Сергея
Радонежского - не Сергей, и он родился не в Радонеже.
Будущий преподобный Сергий Радонежский родился недалеко от Ростова - в 150 километрах
от села Радонеж. Точная дата его рождения неизвестна, но считается, что это
1314 год. Сегодня Ростов - небольшой провинциальный город в Ярославской области,
но в начале XIV века это было процветающее княжество и один из культурных центров
средневековой Руси. Скорее всего, именно там Сергий пошёл в школу, где выучил
греческий язык.
Однако Ростов неоднократно подвергался набегам монголов, и город часто подвергался
разорению. Потеряв всё, отец Сергия принял решение уехать со своей семьёй в
Радонеж - тогда город поближе к Москве, который в то время набирал вес как важный
политический центр. Это случилось, когда Сергию было около 12 лет.
* Экскурсии, помеченные звездочками в программе тура или в аннотации,
оплачиваются дополнительно.