Факты о Сергее Радонежском Сергей Радонежский - один из самых почитаемых у нас святых. Мы, русские, верим,
что Россия как православное государство обязана своим существованием этому монаху,
жившему в 14 веке. Благодаря его усилиям страна объединилась, взялась за оружие
и возродилась после почти двух столетий разрушительного монгольского владычества.
Предлагаем вашему вниманию 5 интересных фактов о Сергее Радонежском.
1. Его настоящее имя не Сергий, и он не из Радонежа
Будущий преподобный Сергий Радонежский родился недалеко от Ростова - в 150
километрах от села
Радонеж. Точная дата его рождения неизвестна, но считается, что это 1314
год. Сегодня Ростов
- небольшой провинциальный город в Ярославской области, но в начале XIV века
это было процветающее княжество и один из культурных центров средневековой Руси.
Скорее всего, именно там Сергий пошёл в школу, где выучил греческий язык.
Однако Ростов неоднократно подвергался набегам монголов, и город часто подвергался
разорению. Потеряв всё, отец Сергия принял решение уехать со своей семьёй в
Радонеж - тогда город поближе к Москве, который в то время набирал вес как важный
политический центр. Это случилось, когда Сергию было около 12 лет.
Первая биография об этом великом святом, Житие Сергия Радонежского, была написана
его учеником Епифанием Премудрым в начале XV века. В ней описываются чудеса
и пророчества, которые Сергий совершал при своей жизни. В целом, жития всех
святых были записаны в соответствии со строгим каноном, поэтому описания тех
же или сходных чудес можно найти в житиях других святых.
Даже те, кто ничего не знает о святом Сергии Радонежском, могут сразу сделать
вывод, что знаменитая картина Михаила Нестерова «Видение юноше Варфоломею»
(1890) имеет какое-то отношение к великому святому. Бартоломью - его настоящее
имя. Он стал Сергием после того, как был пострижен в монахи.
В возрасте семи лет у будущего монаха возникли проблемы с учёбой – ему было
очень трудно научиться читать и писать. Согласно легенде, Варфоломей встретился
со старейшиной церкви и пожаловался на свои трудности. Старец горячо помолился
за мальчика и дал ему кусочек святой просфоры (евхаристии), после чего Варфоломей
внезапно смог научиться читать и писать без каких-либо затруднений. Он сразу
же проявил большой интерес к Священному Писанию и, как сказано в его биографии,
ещё подростком проявил исключительную духовность – Варфоломей благочестиво молился
по ночам и усердно соблюдал строжайший пост.
Кстати, из-за его собственных проблем с учёбой святой Сергий считается покровителем
всех студентов, особенно тех, у кого проблемы с успеваемостью. Верующие молятся ему
перед началом нового учебного года и перед важными экзаменами.
2. Он основал главный монастырь России – Свято-Троицкую Сергиеву лавру.
Одним из главных достижений Сергия, сохранившимся до наших дней, было основание
Троицкого монастыря, ныне известного как Свято-Троицкая
Сергиева лавра. В очень юном возрасте Сергий избрал путь отшельника, который,
как считалось, был возможен только для монахов, уже много лет ведущих уединённый
образ жизни, основанный на молитве и самоотречении.
Вместе со своим братом преподобный Сергий поселился глубоко в лесу; они построили
небольшую монашескую келью и часовню, которая была освящена в честь Святой Троицы.
(Позже выдающийся иконописец Андрей Рублёв напишет свою «Святую Троицу»
специально для Свято-Сергиева монастыря и сформулирует языком искусства важнейший
догмат православия о Троице.)
Его брат не выдержал бремени аскетической жизни и вскоре ушёл. Но постепенно
вокруг Сергия начали селиться другие монахи; 1342 год считается годом основания
самого большого и важного русского монастыря.
3. Он создал новый тип монашества
Преподобный Сергий не просто основал монастырь – он создал новую систему монашеской
общины. Например, ранее монахам было запрещено покидать монастырь, чтобы просить
милостыню; таким образом, многие монахи стали нищими и жили среди мирян. Вместо
этого каждый раз, когда заканчивалась еда, Сергий и его братья горячо молились
о “хлебе насущном”, и каждый раз монахи спасались от голодной смерти. “Благодаря
своему долгому уединению, наполненному тяжёлым трудом и лишениями, в самом сердце
густого леса, он подготовился к тому, чтобы стать лидером других монахов”, -
писал историк Василий Ключевский.
Он всегда брал новых монахов под своё крыло, наставлял их в добродетели и внимательно
наблюдал за каждым из братьев, чтобы те усердно молились и не пали жертвой мирских
искушений. У монахов был строгий распорядок дня; все они, включая самого Сергия,
трудились не покладая рук – строили храмы, готовили пищу, кололи дрова, шили
одежду и полностью обеспечивали себя.
Наряду с этим Сергий воспитывал истинное братство, которое показывало всему
обществу пример истинной христианской общины. Монахи жили бедно и иногда целыми
днями обходились без хлеба, но они были дружелюбны друг к другу и, самое главное,
добры ко всем, кто их посещал.
За свою бескорыстную монашескую преданность святой Сергий уже с 15 века почитался
на Руси как “преподобный” – то есть монах, который молитвой, постом и тяжёлым
трудом стремился уподобиться Иисусу Христу. Сегодня преподобный Сергий почитается
как святой как старообрядцами, так и католиками. 4. Он научил русских не бояться татар
После монгольского нашествия 13 века русские города были разграблены, сожжены
дотла и оставлены в руинах. Везде, куда бы ни пришли монголы, было много разрушений,
серьёзно замедлявших развитие страны и повергавших выживших в ужас. Матери пугали
своих детей колыбельными песнями о “злых татарах”. Вторгшиеся орды продолжали
свои набеги почти два столетия, и русские князья были вынуждены платить дань.
Многие монастыри и церкви были разрушены, а центральная церковная власть перестала
быть важным нравственным маяком. В интересах личной безопасности многие монахи
переселились поближе к крупным городам и резиденциям столичных епископов.
Несколько поколений русских выросли, думая, что монгольские захватчики непобедимы
на поле боя. Они ассоциировали врага с демонической силой, которую невозможно
победить. Они были психологически сломлены и подавлены. Это могло бы стать концом
российской истории и нации.
Чтобы стряхнуть монгольское иго, русским прежде всего нужно было преодолеть
свой страх и поверить в свои силы, заключил Ключевский. Преподобный Сергий сыграл
важную роль в нравственном и духовном укреплении русского народа.
Он начал с себя. Его биография повествует о том, как демоны приблизились к
нему и сильно напугали, когда он жил один в маленькой хижине глубоко в лесу.
Но каждый раз Сергий преодолевал свой страх молитвой, и в конце концов ему была
дарована “власть над бесами”, и он больше не боялся.
Услышав об этом чудотворном монахе, победившем демонические силы, многие простолюдины
начали стекаться в монастырь, чтобы получить утешение и ободрение от Сергия.
В свою очередь, они поделились его посланием о надежде и силе с другими. Ключевский
считает, что это было началом нравственного и политического воскрешения русского
народа.
5. Он объединил Русь
Постепенно Московское княжество превратилось в тихую гавань, где собирались
князья, известные бояре и церковные старейшины. Москва стала неофициальной столицей
русских земель, но, что более важно, её духовным центром. И в этом городе, наконец,
появился князь, осмелившийся выступить против непобедимого врага – Дмитрия Донского,
которого позже тоже почитали как святого.
Князь пришёл в Сергиев монастырь за поддержкой, и действительно, он одобрил
планы собрать военные силы всех русских княжеств и сразиться с монголами. Перед
эпической битвой на Куликовом поле он благословил Дмитрия Донского и послал
двух своих монахов-воинов Пересвета и Ослябю.
Академик Дмитрий Лихачев считал, что Дмитрий Донской, получивший поддержку
Церкви и рассчитывавший на неё, победил в борьбе между русскими городами-государствами
за первенство. “Москва не была экономически сильнее Твери или Новгорода, однако
она была духовно сильнее”, - считал Лихачев.
Победа объединённого русского войска в Куликовской битве (1380) ознаменовала
начало освобождения от монгольского владычества и объединения русских земель
под руководством Москвы.
Известный богослов Павел Флоренский называл преподобного Сергия Радонежского
“ангелом-хранителем” и “духовным спасителем” России.
“Через него русский народ понял себя, своё культурное и историческое место,
свою культурную миссию, и только потом, поняв себя, он получил свое историческое
право на автономию”, - пишет Флоренский.
|