На главную страницу сайта
(495) 363 35 12

Deutsche VersionEnglish VersionБългарска версияWersja Polska

Saturday, 21 December 2024
Все туры
Туры по Подмосковью
Горьковское шоссе
Лесные Поляны
Дмитровское шоссе
Артурс
ЦВДО
Егорьевское шоссе
Малаховка
Киевское шоссе
Бекасово
СПА-Бекасово
Ленинградское шоссе
Верхневолжский
Минское шоссе
Дом творчества писателей
Новорижское шоссе
Звенигородский РАН
Пятницкое шоссе
Тропикана Парк
Симферопольское шоссе
Вита
Фореста Фестиваль
Щелковское шоссе
Улиткино
Ярославское шоссе
Фиеста Парк
Факты о Сергее Радонежском

Факты о Сергее Радонежском

Сергей Радонежский - один из самых почитаемых у нас святых. Мы, русские, верим, что Россия как православное государство обязана своим существованием этому монаху, жившему в 14 веке. Благодаря его усилиям страна объединилась, взялась за оружие и возродилась после почти двух столетий разрушительного монгольского владычества.

Предлагаем вашему вниманию 5 интересных фактов о Сергее Радонежском.

1. Его настоящее имя не Сергий, и он не из Радонежа

Будущий преподобный Сергий Радонежский родился недалеко от Ростова - в 150 километрах от села Радонеж. Точная дата его рождения неизвестна, но считается, что это 1314 год. Сегодня Ростов - небольшой провинциальный город в Ярославской области, но в начале XIV века это было процветающее княжество и один из культурных центров средневековой Руси. Скорее всего, именно там Сергий пошёл в школу, где выучил греческий язык.

Однако Ростов неоднократно подвергался набегам монголов, и город часто подвергался разорению. Потеряв всё, отец Сергия принял решение уехать со своей семьёй в Радонеж - тогда город поближе к Москве, который в то время набирал вес как важный политический центр. Это случилось, когда Сергию было около 12 лет.

Первая биография об этом великом святом, Житие Сергия Радонежского, была написана его учеником Епифанием Премудрым в начале XV века. В ней описываются чудеса и пророчества, которые Сергий совершал при своей жизни. В целом, жития всех святых были записаны в соответствии со строгим каноном, поэтому описания тех же или сходных чудес можно найти в житиях других святых.

Даже те, кто ничего не знает о святом Сергии Радонежском, могут сразу сделать вывод, что знаменитая картина Михаила Нестерова «Видение юноше Варфоломею» (1890) имеет какое-то отношение к великому святому. Бартоломью - его настоящее имя. Он стал Сергием после того, как был пострижен в монахи.

В возрасте семи лет у будущего монаха возникли проблемы с учёбой – ему было очень трудно научиться читать и писать. Согласно легенде, Варфоломей встретился со старейшиной церкви и пожаловался на свои трудности. Старец горячо помолился за мальчика и дал ему кусочек святой просфоры (евхаристии), после чего Варфоломей внезапно смог научиться читать и писать без каких-либо затруднений. Он сразу же проявил большой интерес к Священному Писанию и, как сказано в его биографии, ещё подростком проявил исключительную духовность – Варфоломей благочестиво молился по ночам и усердно соблюдал строжайший пост.

Кстати, из-за его собственных проблем с учёбой святой Сергий считается покровителем всех студентов, особенно тех, у кого проблемы с успеваемостью. Верующие молятся ему перед началом нового учебного года и перед важными экзаменами.

2. Он основал главный монастырь России – Свято-Троицкую Сергиеву лавру.

Одним из главных достижений Сергия, сохранившимся до наших дней, было основание Троицкого монастыря, ныне известного как Свято-Троицкая Сергиева лавра. В очень юном возрасте Сергий избрал путь отшельника, который, как считалось, был возможен только для монахов, уже много лет ведущих уединённый образ жизни, основанный на молитве и самоотречении.

Вместе со своим братом преподобный Сергий поселился глубоко в лесу; они построили небольшую монашескую келью и часовню, которая была освящена в честь Святой Троицы. (Позже выдающийся иконописец Андрей Рублёв напишет свою «Святую Троицу» специально для Свято-Сергиева монастыря и сформулирует языком искусства важнейший догмат православия о Троице.)

Его брат не выдержал бремени аскетической жизни и вскоре ушёл. Но постепенно вокруг Сергия начали селиться другие монахи; 1342 год считается годом основания самого большого и важного русского монастыря.

3. Он создал новый тип монашества

Преподобный Сергий не просто основал монастырь – он создал новую систему монашеской общины. Например, ранее монахам было запрещено покидать монастырь, чтобы просить милостыню; таким образом, многие монахи стали нищими и жили среди мирян. Вместо этого каждый раз, когда заканчивалась еда, Сергий и его братья горячо молились о “хлебе насущном”, и каждый раз монахи спасались от голодной смерти. “Благодаря своему долгому уединению, наполненному тяжёлым трудом и лишениями, в самом сердце густого леса, он подготовился к тому, чтобы стать лидером других монахов”, - писал историк Василий Ключевский.

Он всегда брал новых монахов под своё крыло, наставлял их в добродетели и внимательно наблюдал за каждым из братьев, чтобы те усердно молились и не пали жертвой мирских искушений. У монахов был строгий распорядок дня; все они, включая самого Сергия, трудились не покладая рук – строили храмы, готовили пищу, кололи дрова, шили одежду и полностью обеспечивали себя.

Наряду с этим Сергий воспитывал истинное братство, которое показывало всему обществу пример истинной христианской общины. Монахи жили бедно и иногда целыми днями обходились без хлеба, но они были дружелюбны друг к другу и, самое главное, добры ко всем, кто их посещал.

За свою бескорыстную монашескую преданность святой Сергий уже с 15 века почитался на Руси как “преподобный” – то есть монах, который молитвой, постом и тяжёлым трудом стремился уподобиться Иисусу Христу. Сегодня преподобный Сергий почитается как святой как старообрядцами, так и католиками.

4. Он научил русских не бояться татар

После монгольского нашествия 13 века русские города были разграблены, сожжены дотла и оставлены в руинах. Везде, куда бы ни пришли монголы, было много разрушений, серьёзно замедлявших развитие страны и повергавших выживших в ужас. Матери пугали своих детей колыбельными песнями о “злых татарах”. Вторгшиеся орды продолжали свои набеги почти два столетия, и русские князья были вынуждены платить дань.

Многие монастыри и церкви были разрушены, а центральная церковная власть перестала быть важным нравственным маяком. В интересах личной безопасности многие монахи переселились поближе к крупным городам и резиденциям столичных епископов.

Несколько поколений русских выросли, думая, что монгольские захватчики непобедимы на поле боя. Они ассоциировали врага с демонической силой, которую невозможно победить. Они были психологически сломлены и подавлены. Это могло бы стать концом российской истории и нации.

Чтобы стряхнуть монгольское иго, русским прежде всего нужно было преодолеть свой страх и поверить в свои силы, заключил Ключевский. Преподобный Сергий сыграл важную роль в нравственном и духовном укреплении русского народа.

Он начал с себя. Его биография повествует о том, как демоны приблизились к нему и сильно напугали, когда он жил один в маленькой хижине глубоко в лесу. Но каждый раз Сергий преодолевал свой страх молитвой, и в конце концов ему была дарована “власть над бесами”, и он больше не боялся.

Услышав об этом чудотворном монахе, победившем демонические силы, многие простолюдины начали стекаться в монастырь, чтобы получить утешение и ободрение от Сергия. В свою очередь, они поделились его посланием о надежде и силе с другими. Ключевский считает, что это было началом нравственного и политического воскрешения русского народа.

5. Он объединил Русь

Постепенно Московское княжество превратилось в тихую гавань, где собирались князья, известные бояре и церковные старейшины. Москва стала неофициальной столицей русских земель, но, что более важно, её духовным центром. И в этом городе, наконец, появился князь, осмелившийся выступить против непобедимого врага – Дмитрия Донского, которого позже тоже почитали как святого.

Князь пришёл в Сергиев монастырь за поддержкой, и действительно, он одобрил планы собрать военные силы всех русских княжеств и сразиться с монголами. Перед эпической битвой на Куликовом поле он благословил Дмитрия Донского и послал двух своих монахов-воинов Пересвета и Ослябю.

Академик Дмитрий Лихачев считал, что Дмитрий Донской, получивший поддержку Церкви и рассчитывавший на неё, победил в борьбе между русскими городами-государствами за первенство. “Москва не была экономически сильнее Твери или Новгорода, однако она была духовно сильнее”, - считал Лихачев.

Победа объединённого русского войска в Куликовской битве (1380) ознаменовала начало освобождения от монгольского владычества и объединения русских земель под руководством Москвы.

Известный богослов Павел Флоренский называл преподобного Сергия Радонежского “ангелом-хранителем” и “духовным спасителем” России.

“Через него русский народ понял себя, своё культурное и историческое место, свою культурную миссию, и только потом, поняв себя, он получил свое историческое право на автономию”, - пишет Флоренский.

 
Чат с менеджером

Скидки предоставляются:

  • Пенсионерам и ветеранам
  • Турагентствам
  • Именинникам в День Рождения и следующий день
  • Постоянным клиентам
Пансионаты и дома отдыха Подмосковья Отдых в коттеджах Подмосковья Туры по Подмосковью
Подбор пансионата Коттеджи Туры по Подмосковью
Позвонить в офис (495) 363 3512 Telegram