Шаманы Дальнего Востока
У народов
Дальнего востока исторически существует иерархия шаманов. Только самый «большой»,
касаты-шаман, мог выполнять наиболее важную и сложную обязанность-провожать
души умерших сородичей в мир мёртвых буни/були. Он обладал особой шапкой из
длинных полос меха, посохом, в навершии которого хранился его дух-помощник -
иптицей коори, на котором тот возвращался из загробного мира.
В обряде каса использовались ремни, которыми участники обряда держали шамана,
помогая ему вернуться из потустороннего мира. На лицо он надевал маску,чтобы
быть не узнанным злыми духами и сородичами, которых он ранее отправил в буни.
Касаты-шаманом мог стать только мужчина.
Каждый шаман имел своих духов-помощников. Изготавливали сэвэнов из металла,
рыбьей кожи, сухой травы, болотной кочки, ткани, но чаще всего - из дерева.
Главными духами-помощниками шамана были сэвэны аями и эдехэ.
Ритуальная одежда шамана состояла из юбки и кофты или специального халата
с изображения его духов-защитников. Шаманские шапки отличались разнообразием.
Иногда головным убором служили ритуальные стружки гиасидан, собранные в жгут.
Такие стружки завязывали и на локтях, коленях, шее. В них «запутывались» злые
духи, мешающие камланию. Защитой для груди и спины шамана служили зеркала толи.
Сохранить голос во время камлания помогали нагрудники.
|