Финляндия > Посио
> Старинные виды транспорта
Старинные виды транспорта
Регион Посио издавна был глухой провинцией, где для передвижения с места на
место человеческой силе помогали только сила тяжести, ветер, а также олень и
лошадь.
Здесь в разбитом сопками и озерами нагорье отсутствуют подобные пологим речным
долинам природные маршруты, на которых дороги появились с незапамятных времен.
В 1926 году при обретении Посио самостоятельности в регионе было полностью
готовое дорожное сообщение только от Райстакки на берегу Китки до Тайвалкоски,
и далее, например, до Оулу. Также были тропы, проходимые пешком и на телегах.
Поэтому водоемы имели здесь очень важное транспортное значение.
Для передвижения было много причин. Привозили, вывозили, охотились, навещали
или ходили по делам.Корм для скота могли убирать и привозить с лугов за десятки
километров. Кандидатов в супруги могли искать еще дальше. До лесозаготовок могли
добираться на лыжах тоже по несколько дней.
Коммерческие товары нужно было везти аж из Оулу, сначала на оленях, потом на
лошадях. Перевозка грузов давала работу многим до начала XX века. Профессиональными
путниками были также сельские почтальоны.
Прибывавшие к месту выездные торговцы и официальные органы, естественно, пользовались
теми же видами
транспорта, что и население.Пешеходы возили груз в рюкзаке или в деревянных
санках.
Потребность молодежи к общению привела к прогулкам, например, на коньках. Малоснежная
морозная погода в конце осени доставляла удовольствие. В середине лета и в конце
зимы выходили на сопку любоваться ландшафтом.
Осенью нужно было использовать малоснежный период, когда земля уже была промерзшей.
Тогда сани летели легко. Водоемы покрывались льдом для движения сначала пешеходов,
а позже - лошадей.
Зимние дороги, по которым передвигались на лыжах или конных санях, обычно следовали
по озерам, болотам и руслам, избегая крутых склонов. В конце зимы в период твердого
наста передвижение становилось менее сложным.
Тропы и развилки размечались зарубками на деревьях. На болотистых участках
могли быть проложены гати из круглого леса. Также были отмечены общие зимние
дороги. Последние тропы интенсивно использовались до 1950-х годов.
Водные маршруты с возможными подводными камнями и порогами нужно было хорошо
знать. Наиболее важное сообщение с морем предлагало верховье реки Ийоки, доходящее
до Южного Посио. Основными средствами передвижения по воде в Посио были многовесельные
лодки, а в 1910-е годы - пароход "Китка".
Через короткие сухопутные участки лодки волочили по каткам. Пришедший издалека
пешком мог на месте населения пересечь водоем, крикнув о подаче лодки.
Бег на коньках был здесь довольно распространенным видом передвижения. По хорошему
льду на коньках ходили даже до соседнего села. Однажды нас отправилось за оленями
мужчин двадцать. Мы шли на коньках до бревнотаски, затем прошли пешком через
перешеек к берегу Ливоярви и опять стали на коньки. По пути один мужчина провалился
в воду. Второй осторожно подошел на коньках к нему поближе и бросил конец аркана.
У села Лохиранты на Китке имеется валун Тийрокиви, у которого молодежь собирается
при коньковом льде. На камне разводили большой костер, а на льду могли водить
хоровод. Как-то пожилые жители Аканлахти нам, более молодым, рассказывали, что
это они этот валун сюда притащили. (Кауко Пятси, 2006.)
Ораваннахкатие
Посиолайстентие и Ораваннахкатие были названиями, данными жителями Суорсы для
маршрута между селом Посио и селом Аутти у Кемийоки, которым пользовались до
прокладки автодороги в 1920-е годы. Название указывало на беличьи шкуры, которые
вывозили в Рованиеми на продажу. Зимой по этой "дороге" передвигались на лошадях
и на лыжах, а летом - пешком. Дорога вела из Аутти через Аутионваару, а с южного
конца Улкуярви - до имения Суорсы, в котором можно было переночевать. Зимой
дорога продолжалась по озеру, а летом - по берегу через имение Ринне прямо на
Палойоки, и оттуда между Сойккокангасом и Сойкковаарой в направлении Посио.
В то время Суорса входила в волость Рованиеми.
|