Финляндия > Посио > Скотоводство
Скотоводство
От скота человеком использовалось почти все: навоз, мясо, шкура, молоко, основные
внутренние органы рога.Скотоводство занимает важное место в самообеспечении
натурального хозяйства. В эпоху финансового хозяйства оно стало для скотоводов
растущей частью их обеспеченности.
По сельскохозяйственному отчету в Посио в 1929 году было 1202 коровы, 405 голов
молодняка, 353 лошади, 2884 овцы, 19 свиней и поросят и 129 голов домашней птицы.
Годовой кругооборот скотоводства распределялся на зимний период внутреннего
кормления и на пастбищный период, когда земля была оттаявшей. Если не учитывать
сенокос, то работы было больше зимой.
За скотом и овцами ухаживали женщины, мужчины заботились о лошадях. Лучше всего
надо было кормить лошадей, которые были необходимы круглый год для перевозки
грузов и на сельхозработах.
Зимний корм у коров был скудным, поэтому и молока было немного. В деревянном
ведре готовили месиво из листьев, измельченной ячменной соломы, отходов молотьбы,
соли и нагретой воды. Во время дойки давали два раза сено, а в промежутках -
месиво.
Перед зимой по окончании пастбищного периода лишний скот забивали, а мясо консервировали.
Чем больше удавалось содержать скота зимой, тем больше получалось удобрений
для полей.
Корову водили к быку на поводке или иногда возили на конных санях. Быков-производителей
держали частные фермеры и кооперативы. Отел коровы был важным событием. После
отела корову кормили лучше.
Об отеле в Посио имеется поговорка «Kissa kaks, koira kolome, vinkujainen viis
kuus, makattaja seitteman, lehma emantasa kans yheksan, hevonen kakstoista»
(Кот - два, собака - три, визжун - пять-шесть, блеяк- семь, корова с хозяйкой
- девять, лошадь - двенадцать).
По крайней мере, до генерального размежевания скот мог пастись на природных
пастбищах в лесу, на берегу и на болотах. На поля и луга животным доступа не
было. К хорошим пастбищам вели хорошие тропы.
Пасти скот, чтобы тот не уходил слишком далеко, приходилось чаще всего подросткам.
Пастухи использовались не всегда, поэтому скот часто пытались переманивать,
используя призывные крики, например, для коров это «Tuu-le pois, amma, tuu-lee!»
В некоторых домах коров и телят уводили с природных пастбищ на ночь в отдельный
летний хлев, который мог находиться далеко от подворья у хороших пастбищ.
Отары овец жили стадами все лето на лесном пастбище, так же, как и лошади большую
часть лета. Колокольчики на шеях определенных животных извещали хозяев о передвижении
стада.
Кроме сена, скоту собирали летом и побочные корма. Важным был лиственный корм,
который брали в основном с берез. С точки зрения питательной ценности и вкуса
лучшим сезоном для заготовки лиственного корма был июль.
Белая лапландская корова - закаленная местная порода -довольствуется малым.
Феноменальным случаем было выживание коровы Оннетар из имения Куялы в Маанинкавааре
в суровую зиму 1939-40 гг. Корова сбежала во время эвакуации населения, отправилась
на свои летние пастбища, и там ела сено из стогов. После эвакуации корову нашли
и доставили домой на санях. Когда она замычала у знакомого коровника, остальной
скот ей ответил. Весной Оннетар отелилась, но теленок был болезненный. Саму
корову содержали до следующей осени.
Лиственный корм
Хорошим местам для заготовки лиственного корма могли давать названия, например,
Лехтиахо (лиственная поляна), Лехтикангас (лиственная роща) или Лехтимаа (лиственная
земля). Старые пожоги обычно обрастали березняками и осинниками. В лиственных
лесах деревья вырубали, и из пышных метровых веток вязали тонким прутом, так
называемые кормовые веники. Эти веники хранили и сушили в лесу в виде стогов.
Мужчины могли заодно присматривать в лесу поделочную древесину. Можно было заготавливать
и банные веники. Кормовые веники заготавливались днем, и людей мучили жара и
насекомые. По снегу веники возили домой, где с них удаляли листья для месива
для овец и коров. В Посио местами листья рвали еще летом в свежем виде и сушили
на зиму.
|