Финляндия > Посио > Дороги
Финляндии
Дороги Финляндии
Слегка расчищенные тропы и проходимые на лошадях дороги в качестве постоянного
летнего сообщения предшествовали основным сельским дорогам.
По тропинкам можно было ходить как пешком, так и ездить на велосипедах, которые,
однако, приходилось местами вести руками. Лучшую местность для конного транспорта
в Посио предлагали сухие леса, например, западнее и южнее озера Киткаярви.
Наиболее длинные тропы в Посио в начале 1950-х годов были между Перну -Мянтюярви,
Ахолой-Карьялайсенниеми, Юмиско-Моуруярви и Хиетаниеми-Суоннанкюля.
Строительство и содержание общих дорог были задачами крестьян, пока эти функции
не были взяты на себя государством на основании принятых в 1918-20 гг. законов.
Первая сельская дорога в регионе Посио была построена на рубеже XIX и XX веков
из Кариниеми и Тайвалкоски через Сирниё в Райстакку до озера Киткаярви. На старом
фото, снятом на рабочей площадке, показаны рабочие с лопатами в руках и лошади,
таскающие грунт на телегах объемом один кубометр.
Дорога из Рованиеми до Посио и далее до Куусамо открылась в 1920-е годы. И
тогда землю перевозили почти исключительно на лошадях. На небольшие расстояния
землю для насыпей рабочие возили на деревянных тачках.Рабочими инструментами
в то время были кирки и лопаты. С лицами, мокрыми от пота, люди копали ямы и
грузили грунт на телеги вручную.
Сельская дорога протяженностью 11 км между Райстаккой и Ахолой была построена
государством в 1929-30 гг. Сначала выпилили материалы для моста, и из бревен
изготовили срубы под мосты. Летом с трассы были удалены деревья, камни и почва.
Следующей зимой на дорогу доставили грунт и гравий.
На дороге Посио-Куусамо нужно было пересечь озеро Киткаярви. В Моурунсалми
была открыта первая в этой местности канатная паромная переправа. Деревянный
паром приводили в движение вручную при помощи палки на тросе. Грузоподъемность
составляла шесть тонн.
До Второй мировой войны зимой по дорогам можно было ездить только на конных
санях и лыжах, так как дороги тогда от снега еще не очищали.
В те времена дороги обходили болота. Это позволило избежать лишней перевозки
грунта. Повороты могли быть крутыми, а уклоны в горах были настолько велики,
что пассажиры автобусов и другого транспорта порой вынуждены были подниматься
в гору пешком.По мере развития землестроительной техники и увеличения скорости
движения стали строить более прямые дороги с более пологими уклонами. Позже
новые дороги приходилось выпрямлять гораздо меньше, чем старые.
На дороге Маанинкаваара между селами Хяме и Моуру имеется прямой участок длиной
около 11 км. Направление от начала прямого участка до его конца бралось с помощью
трассирующих снарядов. Позже в дорожном строительстве стали избегать длинных
прямых участков.
Самой необычной дорожной стройплощадкой в Посио стала расчистка проходимой
на конной повозке дороги от села Анетъярви до Коувы в Пудасъярви летом 1944
года. Маршрут являлся частью эвакуационного плана Лапландии, Осенью 1944 года
и пришлось использовать эвакуационную дорогу для движения людей, скота и лошадей.
Расчистка участка была большой работой для четырех мужчин из Анетъярви, Они
свалили деревья до низких пней, выровняли неровности местности, на болотах сделали
гати и разметили дорогу зарубками и столбами . Их инструментами были двуручная
пила, мотыга, молоток, кирка и лом.
Для высокой скорости
Сельская дорога, построенная в конце 1920-х годов из Посио до Куусамо,
была рассчитана на автомобильный транспорт. Она предполагала высокую скорость
движения, была более прямой, с некрутыми поворотами и гравийным покрытием. Здесь
она была первой дорогой такого рода. Через Киткаярви путники переправлялись
на несамоходном пароме. Конец местной зимней конной дороги был в имении Хиетаниеми,
немного южнее парома. Летом ходили до конца тропы. Пеший путь от Киткаярви сокращался,
если гребли на лодке до красивой бухты Химмеринки с песчаным берегом. Название
места Химмеринки по преданию происходит от восхищения шведоязычного священника,
следовавшего по тропе: «detta ar ju himmelriket» (это же царство небесное!).
|