Финляндия > Посио
> Народные традиции
Народные традиции
В это же не поверит даже сеноед, - сказала одна дама из Посио, отказывая сватающемуся.
Народные традиции
являются выражением и проявлением внутренней духовной жизни людей. А их совокупность
образует то, что можно назвать культурой обыкновенных людей. К категории народных
традиций относятся, в частности, народные сказки, рассказы, руны, песни, игры,
пословицы, загадки, суеверия, гадания, прогнозы погоды и сведения о маршрутах
и деталях местности.
Традиционные материалы сохранялись и передавались от поколения к поколению
устно или в виде освоенных практических навыков. Основанный на памяти материал
распространялся далеко от места своего возникновения и перерабатывался в соответствии
с местными условиями. Многие нынешние дела основываются на старом мастерстве
и опыте.
Местные традиции до сих пор сохраняются и распространяются в устной форме.
Кроме того, их стремятся сохранять также в музеях и архивах, в том числе в архиве
народных рун Финского Литературного общества.
Возможно, удачное занятие промыслами напрямую зависело от знаний, объем которых,
естественно, пытались увеличить. Например, рыбная ловля на большом озере Киткаярви
должна быть плановой. На оснований наблюдений и преданий складывалось представление
о том, где, как и в какое время, нужно было ловить определенный вид рыбы. Также
нужно было знать поведение льда и донные течения и уметь предсказывать погоду
на ближайшее время.
Один прогноз погоды в Посио говорил, что если зимой метель образует твердые
снежные валы, прилегающие к фундаменту дома, то это означает хороший урожай
зерна в будущем году. Если ранней зимой олени уходили спать на озера, это означало,
что через день-два будет метель.
Старинными заклинаниями и колдовскими приемами пытались влиять, в основном,
на благосостояние человека и успех в промыслах. Например, на озере Киткаярви
на зеве задней части невода использовали так называемый «зевный камень», который
был крупнее обычных грузил и призван был увеличивать улов. Зевный камень получал
свою силу от старых железных изделий при нем.
Когда видели приближающуюся лошадь, у которой с правой стороны дуги был прикреплен
белый платок, знали, что в санях везут покойника на кладбище. В случае покойницы
платок прикрепляли на левой стороне. Таких народных обычаев, с годами постепенно
исчезнувших, было огромное количество.
Старыми играми занимались в противовес к работе, в основном для забавы. Старым
наследием было использование в играх костей животных. Например, в Посио использовали
маленькие кости ног оленя и скотины для определенного вида
игры в кегли на полу, а нанизанные на нить позвонки щуки - для головоломок.
Однажды рыбаки забросили невод у берега одного острова и стали поднимать. Но
невод никак не поднимался. Стали мужики проверять, в чем дело, и кое-как все-таки
вытащили невод, а с ним и старый сундук с кладом. Старик ругнулся, что «наконец-то,
ты, зараза, вышел». Тут же сундук ушел под воду, да так, что только монеты загремели.
Мужики пометили место и искали сундук позже. Но и по сей день его так и не нашли.
В том месте в ночь под Иванов день, когда смотришь издалека, как бы поднимается
дым. Но когда подойдешь поближе, дыма нет.
В укрытии леса
Лес, как противоположность подворью, по старым преданиям являлся местом обитания
всякой нечистой силы, преодоление происков которой требовало особых умений.
Как скотина, так и человек может попасть в так называемое укрытие леса. Колокольчик
коровы может быть слышен, а самой коровы не видно. Когда человек попадает в
укрытие леса, окружение становится незнакомым. Говорят, что одна женщина из
села Толвы в 1920-е годы на лесной тропе попала под власть привидения. Привидение
провело ее к ручью, который было не пересечь. Когда женщина охнула «боже мой»,
привидение обернулось куропаткой и улетело. Женщина ждала рассвета под елью.
Во сне ее племянник показал направление, куда нужно идти, чтобы добраться домой.
|