Финляндия > Посио
> Самодельные лодки
Самодельные лодки
В старые времена в Посио лодка была необходима практически в каждом доме, так
как одна седьмая часть коммуны была покрыта водой. Лодку использовали для передвижения
и для важного промысла - рыбной ловли.
В XX веке лодки в Посио использовали, в основном, для передвижения по озерам.
Лодки представляли местный тип. Носовая часть была более заостренной, чем кормовая.
Только из-за подвесных моторов на лодках появилась плоская корма. Первые моторные
лодки начали ходить
в 1920-е годы. Лодки, предназначенные для поднимания невода, были шире обычных
лодок.
В обычных лодках была только одна пара весел. Прочную уключину получали из
природной ветки, в отверстие которой (у основания) вставляли прутковую петлю.
Также в местной лодке было кормовое весло для сидящего на кормовой банке. По
крайней мере, на Киткаярви умели пользоваться парусом для переходов на большие
расстояния.
Первой задачей лодочного мастера была валка в лесу деревьев нужного качества.
Для бортовых досок, распиливаемых вручную, подбирали древесину с минимальным
количеством сучков.
К килевой балке прикрепляли один или оба конца изогнутого дерева. Для шпангоутов
лодки долго допускались только естественные кривые сучья.
Сначала собирали килевую балку и прибивали доски на свое место и друг к другу,
начиная от дна. Потом прикрепляли шпангоуты и бортовые доски, устанавливали
банки, изготавливали гребные и кормовые весла, после чего лодку с принадлежностями
смолили. Позже просмаливание повторяли.
Правильно хранившаяся просмоленная лодка служила десятки лет, в исключительных
случаях - до полувека.
По озерам Посиоярви и Киткаярви ходили на многовесельных лодках в Хаатаю, Васараперя,
до 1920-х годов, когда село Посио входило в Куусамо, где находилась кирха. В
старой многовесельной лодке имения Ахолы было только три пары весел.
В старые времена сведения о подводных камнях и порогах, как и знание местности,
передавались от поколения к поколению.
Самые сложные пороги обходили, волоча лодку по воде или земле. Легкую лодку
можно было волочить через перешеек из одного озера в другое по каткам. Пеший
путник получал переправу через озеро, вызвав криком лодку в определенном месте
берега.
Первый водный маршрут в Посио был размечен для парохода «Китка». Пароход «Китка»
является самым уникальным водным транспортным средством в истории Посио. Он
буксировал плоты сплавляемого леса и перевозил пассажиров на Посиоярви и Киткаярви
в 1910-е годы. Пассажирский маршрут белого металлического судна простирался
от Перяпосио до Хатая. Согласно разным источникам, пассажироместимость судна
составляла 50-100 человек.
По пути в Куусамо сначала отправлялись с берега Палониеми в Среднем Посио на
большой гребной лодке и гребли более 40 км до Хатая, откуда продолжали путь
до кирхи на таратайке или телеге. Большие лодки с двумя или тремя нарами весел
имели имения Пшюниеми, Таккинена, Миеккасаари и Ахолы. Гость за проезд не платил,
но должен был грести.Время от времени гребцов меняли. После прокладки дороги
в 1920-е гребные поездки прекратились.
Крупнейший родник Европы
В Посио имеется более 3000 озер и ламбушек. Самым известным является Киткаярви,
имеющие длину около 55 километров. По величине оно занимает 20-е место в Финляндии.
Китка образуется из двух частей: Юли-Китка и Ала-Китка. Для них имеется условный
лодочный маршрут. Из-за своей прозрачной воды Киткаярви называют «крупнейшим
родником Северной Европы». Важнейшая добыча озера —
мелкая ряпушка. «Киткаярви является жемчужиной крупных озер Финляндии, очарование,
которого можно наиболее сильно почувствовать в спокойный летний день или при
свете полуночного солнца».
|