Финляндия > Посио > Охота
на зверя
Охота на зверя
В начале XX века в Посио основными пушными зверями были белка и лиса. Кроме
шкуры, мясо некоторых зверей использовалось в пищу.
На крупных хищников охотились, прежде всего, если они угрожали поголовью скота
и оленей. Оленеводческие объединения оказывали поддержку мерам по уменьшению
поголовья хищников, вознаграждая охотников дневными окладами.
Охота на пушных зверей по многим причинам приходилась на зимнее время. Только
в это время мех был ценным, так как волос зимой становился более длинным, плотным
и блестящим. Основным мероприятием по продаже мехов стала ярмарка в Рованиеми.
Белка давала хороший доход, если добычи было много. Но поголовье белок стало
стремительно падать, поэтому официальные органы начали строго регулировать продолжительность
охотничьего сезона. В 1950-е годы торговля беличьим мехом потеряла свое былое
значение.
В охоте на белку лучше участвовать двоим охотникам. Помощник стучал по дереву
так, что белка начинала шевелиться и попадала под прицел стрелка. Стреляли из
малокалиберного ружья, пытаясь попасть в голову. Тогда в шкуре не получилось
большой дырки. В более ранние времена белок ловили петлями и другими ловушками.
В начале охотничьего сезона белок хватало вблизи населений, но постепенно охотникам
приходилось отправляться все дальше в глушь. Для охоты на белку могли уходить
на неделю и жить в охотничьей избушке. Вечером с белок сдирали шкурки, которые
очищали.
Лисиц ловили, как правило, с помощью падали, а также капканов и ядов. Капканы
прятали в снегу на следах, а яд - в приманке.
Более старый способ ловли лисиц -деревянный самолов. В нем лисица застревала
передней лапой в щели между деревянными выступами, когда пыталась доскочить
до мясной приманки, закрепленной в верхней части самолова.
На медведя охотились часто путем поиска его берлоги. В Короуме, Посио, в скале
имеется Курхунпесаянлуола (пещера берлоги), которую охотники, по преданию, нашли,
идя по следу медведя. Зверя удалось выгнать только после проникновения в берлогу
одного из охотников. По этому преданию получил свое название туристический маршрут
- Эрауспоян полку (тропа медвежонка).
Короля леса приманивали также на падаль, рядом с которой устраивали укрытие
для стрелка или устанавливали капканы, деревянную ловушку или самострельное
ружье.
В старые времена в отношении медведя бытовали верования, что он будто бы понимает
речь охотников, или что колдуны могут своими заклинаниями навести медведя на
скот.
Убийство медведя было большим событием. В знак права собственности на добычу
стрелок сдирал для себя шкуру с морды медведя.
В Хиетале Айттаперя, Посио, до сих пор рассказывают устное предание о праздновании
убийства трех медведей в 1910 году. На пиру ели медвежатину, пили самогон и
пели «старые добрые песни».
Как-то весной я занимался своими делами в верховье реки Лаукунйоки и увидел,
как по реке поднимается выдра. На реке был небольшой островок. Я подумал, что
если она вылезет на него, то тут я ее и уложу. Так оно и получилось. Но островок
вылезла большая выдра. Я выстрелил, но, по-видимому, промахнулся. Второй раз,
когда я был на реке с лодкой, то снова появился призрак выдры. Я выстрелил,
и на этот раз завалил ее. В третью выдру я стрелял в верховьях Паюламми. Дул
сильный боковой ветер, и пуля попала в воду перед носом выдры.
О медведе
Самая северная пограничная точка коммуны Посио находится в Кархуярви. Этот
край долгое время был очень малонаселенным, и для хищников места хватало. С
дичью связаны названия Маяваоя (бобровая канава) и Ритакоркиа (капканная гора).
«Рита» - это ловушка с тремя стенками, которая при срабатывании ловила пушного
зверя живым. Последний медведь в селе Маанинкаваара был убит 22 июля 1924 года.
Медведь преследовал овец до самого двора. Тогда группа мужчин увела часть овец
обратно в лес в качестве приманки и осталась караулить. После полуторачасового
ожидания медведь, наконец, вышел, и Янне Лахтеле удалось в него попасть. «Радость
была большая, когда медведя, в конце концов, удалось убить», писала газета «Кайку».
Говорили, что этот же зверь задирал скот и в соседнем селе.
|