Посио > Охота
Охота в Финляндии
Охота всегда была знакомым делом для финнов, в основном, мужчин, задачей которых
было приносить домой добычу для пропитания семьи. Название Посио связано с историей
охоты. Название коммуны происходит от лапландского слова «poas'sju», означающего
заднюю часть лапландского чума. Чум и его проход считались святыми. На охоту
отправлялись через проход «Посио».
Основной целью охотника было получение добычи, где бы она ни находилась - в
воздухе, на дереве, в земле или в воде. Одновременно он наблюдал за явлениями
природы и знал их силу и воздействие.
Тот, кто ходил в тайге, должен был передвигаться до пункта назначения по бездорожью,
нести с собой снаряжение и ночевать в пути, если жилье находилось слишком далеко.
Во время талой земли по тайге ходили пешком. Просмоленные кожаные сапоги сохраняли
ноги сухими. Зимой препятствий к передвижению было меньше. Охотник ходил на
лыжах и нес свою добычу или таскал ее в легких санках, шириной меньше оленьих
саней.
В старые времена одна из лыжных палок охотника имела форму охотничьего копья.
Ее железный верхний конец можно было использовать как оружие, для проверки толщины
льда и для очистки подошвы лыж. Изготовленные из березы лыжи были широкими и
имели длину до трех метров.
Стороны света и время таежники определяли по солнцу. В облачную погоду или
в сумерках направление на полдень, то есть юг, определяли по положению муравейника.
Важные маршруты отмечали зарубками на деревьях.
В Посио ориентированию помогали общая направленность мореных гряд и водоемов
- с северо-западо-запада на юго-востоко-восток, а в самом начале XX века - прорубленные
в лесу для генерального размежевания просеки в направлениях с запад на восток
и с юга на север.
При охоте на диких зверей важно было знать их образ жизни и повадки, а также
значение времен года и погодных условий. Знание следов, отбросов и еды зверей
помогало опознавать их в лесу. Охотничья собака также приносила в лесу большую
пользу.
В своей котомке таежник должен был иметь, как минимум, универсальные инструменты
(нож и топор),
а также принадлежности для разведения огня и котелок. Огонь был необходим для
того, чтобы греться и готовить пищу.
Приемлемый ночной костер можно было развести из большого смолистого пня. При
сильном морозе в далекой глуши нужна была нодья. Хорошим материалом для нодьи
была прямая и плотная, изнутри красноватая и пахнущая смолой сухостойная сосна.
Место ночлега в простейшем виде было под открытым небом, желательно, защищенное
от ветра. На постоянных местах привалов были изготовленные из деревьев шалаши.
В тайге были также луговые и рыбацкие избы общего пользования.
В лесах ночевали часто. Валили большую сосну, с комля рубили чурбан. Его немного
обтесывали с одного канта по всей длине, затем делали второй такой же, после
чего их клали один на другой. Топором нарубали и насыпали в щель мелкие щепки.
Помещали две палки между чурбанами, вторую на другом конце, чтобы они держались
на месте. Потом валили довольно толстое свежее дерево длиной в пару саженей,
делали на комле зарубку и клали его на чурбаны посередине. Потом разводили в
щели огонь. Когда сосна была хорошая, ночью было тепло лежать. Подкладывали
хвою под себя и для защиты от ветра за спину.
Союз на озерах
В центре национального парка Рийситунтури расположены Лийттоламмит, два небольших
озера, а между ними хребет. Местность находится в долине между сопками, служащими
хорошими для ориентирования неподвижными точками. Если охотники или оленеводы
в тайге отправлялись в разные стороны, они делали «лийтто» (союз), т.е. согласовали
встречу в определенном месте. Очень подходящим местом были озера Лийттоламмит.
В регионе Рийситунтури имеются следы охоты с доисторических времен. Также в
Лийттоламмит можно увидеть выкопанные, видимо, в саамские времена ямы для ловли
оленей. Оленям, как и человеку, ходить по хребтам было легко. В настоящее время
между озерами проходит тропа Рийситунтури, часть туристического маршрута «УКК».
|