Финляндия > Посио > Крестьянская
жизнь
Крестьянская жизнь
До 1940-х годов для крестьянской жизни Посио характерно было многообразие и
сезонность перемещение по обширной территории, самообеспеченность, преобладание
в использовании в работе живой силы и малонаселенность.
Во время образования коммуны Посио в середине 1920-х годов обеспеченность населения
практически полностью основывалась на сельском хозяйстве с побочными промыслами.
Ограниченное естественное земледелие и скотоводство поддерживали оленеводство,
охота и рыбная ловля. Сливочного масла, мяса и рыбы хватало и для реализации
на сторону.
Возможности для дополнительного заработка предлагали больше всех лесозаготовки
и сплав. Кустарным производством в Посио занимались мало.
Близость к природе была основным признаком крестьянской жизни. Решающим образом
на время проведения работ влияли время года и суток, т.е., прежде всего, продолжительность
дня, текущая погода и дорожные условия.
Основная часть работ проводилась при оттаявшей земле с конца весны до конца
осени.
Весной использовали половодье для сплава леса и для работы водяных мельниц
и лесопилок. Ловили весенне-нерестящуюся рыбу. Пахали и засевали поля. Ремонтировали
транспортные средства и изгороди.
Женщины проводили генеральную уборку и весеннюю стирку, при возможности выпекали
хлеб про запас, переводили скот в летние хлева.
В разгар лета заготавливали для скота корм на зиму - сено с лугов и листву
из лесов. Потом собирали ягоды, сеяли озимую рожь, собирали и обмолачивали яровые
хлеба, проводили осеннюю вспашку, выкапывали картофель, ловили осеннюю рыбу
и приступали к лову лесных птиц.
Работы были четко распределены между мужчинами и женщинами. Дети учились у
взрослых.
Некоторые наиболее трудоемкие работы, в том числе обмолот хлеба, проводили
совместными усилиями нескольких домов. Сбор урожая был кульминацией годового
круговорота.
После замерзания почвы и выпадения первого снега начинали завоз домой дров
и кормов из лесов и с полей. Дома после пересчета оленей лишних животных забивали.
Часть мужчин выезжала на лесозаготовки.
Забитые животные использовались по-хозяйски в максимальной степени. Например,
очищенный рубец коровы использовали в пищу, а волос хвоста - для изготовления
рыболовных сетей.
В самое темное время зимой работы в имении допускали больше отдыха. В темное
время года в избах занимались различными занятиями, например, изготавливали
и ремонтировали предметы домашнего обихода.
В конце зимы по насту было легко продолжать завоз кормов и дров. Настовый путь
позволял также посещать родных.
Тяжелый труд скрашивали увеселения и праздники, который отмечались дома или
под крышей церкви.В домах, как правило, жила большая семья из трех поколений,
и все ее члены заботились друг о друге.
Большая семья была выгодна в отношении рабочей силы. Например, в доме Ахолы
нынешнего населенного пункта Посио в 1910-е годы жили старая хозяйка, шесть
сыновей, двое из которых имели жен и детей, от трех до пяти служанок, один штатный
батрак, а также «внештатные» батраки. В Пяятало в Лохиранте в 1900-1910-е годы
было хозяйство более чем из 30 человек, а в доме Хяме в то же время было более
20 человек. Причинами распада больших семей могли быть, например, раздел наследства
и теснота жилых помещений. Позже такую тенденцию ускорили восстановление после
второй мировой войны и подготовка генерального размежевания.
Ахола
Центральный населенный пункт Посио называется Ахола - по месту жительства и
имению семейства с этой фамилией. Значительное влияние на рост Ахолы оказало
его расположение на перекрестке главных дорог, построенных в 1920-1930-е годы.
Развитию Ахолы способствовало и генеральное размежевание. До второй мировой
войны Ахола был маленьким селом с открытыми полями. Имений в Ахоланниеми, Посионъярви,
было с полдесятка, а коммерческих зданий всего одно. Самое старое финское поселение
села - имение Килпеля - принадлежит семейству Ахола с XVII века. В нем еще сохранилось
много построек, которые были необходимы в старом быту. Два жилых дома построены
в XIX веке.
|