Финляндия > Посио > Бревнотаска
Бревнотаска
Между Аканлахти на Киткаярви и Пюёрреселкя на Ливоярви с 1980-х по 1960-е годы
работало три разных бревнотаски. Работа этих механизмов представляла собой интересное
зрелище.
Потребности в бревнотаске возникла в результате расширения лесопромышленными
предприятиями, имеющими лесопилки на берегу Ботнического залива, своих закупок
леса на окрестности Киткаярви. Воды из Киткаярви утекают в Россию. Но за узким
и низким водоразделом западнее озера находится озеро Ливоярви, откуда вел водный
маршрут на Ийоки.
Проблема с транспортировкой была решена путем устройства бревнотаски через
водораздел. Для перемещения леса одной силы тяжести было недостаточно, так как
уровень воды в Ливоярви был на 3,5 м выше, чем в Киткаярви.
Сооружения приводились в движение паровыми машинами до электрификации последнего
сооружения в 1953 году. Кроме того, таскание бревен предлагало населению летом
много работы на сплаве, для эксплуатации и обслуживании техники и в снабжении.
Главный корпус третьего новейшего сооружения на берегу Киткаярви и отведенный
от него сплавной лоток до сих пор сохранились на своем месте. Другими постройками
на сооружении были склад инструмента и принадлежностей и сарай для дров.
Последнее сооружение было построено Лесным управлением в 1935-36 гг. между
первым и вторым сооружениями. Еще в 1912 году государством были выкуплены
оба старых сооружения.
Техника нового сооружения оказалась более эффективной и требующей меньше человеческого
труда, чем старые сооружения, на которых не использовали искусственное течение
воды.
Лес сплавляли по озеру Киткаярви к берегу сооружения, где укладчики своими
баграми перемещали лес на цепную бревнотаску длиной 76 метров. Бревнотаска поднимала
бревна и балансы в здание, где они перебрасывались в сплавной лоток. Насосы
сооружения поднимали воду в верхнюю часть лотка из Киткаярви.
Верхняя часть лотка была примерно на пять метров выше уровня воды Ливоярви.
Начальная часть была построена на деревянной опорной конструкции. На хребте
для лотка пришлось выполнить значительные землеройные работы. Через
промежуточное озеро Куоринкиярви лоток доходил почти по поверхности воды. У
лотка в каждой смене работало по пятнадцать рабочих на разборке заторов.Когда
лес спускался по лотку в Ливоярви, его собирали в плоты для сплава по озеру.
Построенная позже сельская дорога пересекла выведенный из работы лесосплавной
лоток. Участок лотка между дорогой и сооружением был восстановлен в 1990-е годы.
С дороги Посио-Тайвалкоски дорога до бревнотаски была проложена еще в 1940-е
годы.
«После запуска машин вода стала подниматься в лоток, и «процесс пошел». Багорщики
береговой бригады толкали концы бревен на поднимающиеся из воды шипы в подходящем
количестве для подачи в лоток без заторов. Вдоль лотка, по крайней мере, с одной
стороны, были построены мощные помосты из брусьев, по которым бегали школьники,
работавшие разборщиками заторов. У этого сплавного лотка длиной два с половиной
километра работало около пятнадцати разборщиков».
Железная дорога и ее болото
О таскании бревен напоминают названия мест в районе между Аканлахти и Пюёрреселкя.
Радантауссуо: болотное место южнее Куориккилампи, западнее новой бревнотаски.
Название указывает на вторую по порядку бревнотаску, в которой бревна передвигались
на тележках с приводом от паровой машины по узкоколейной железной дороге. Хувилахарью
(ныне Куориккикангас): хребет восточнее последнего сооружения, между Куориккилампи
и Лохираннантие. На холме хребта находился двухэтажный жилой дом Лесного управления.
Кескиконенхарьют: местность севернее середины расстояния между Куориккилампи
и Ливоярви. Название указывает на расположение одной из паровых машин сооружения.
|