На главную страницу сайта
 
Deutsche VersionEnglish VersionБългарска версияWersja Polska


Saturday, 28 December 2024
Города
Вантаа
Куопио
Лахти
Оулу
Порвоо
Рованиеми
Тампере
Хамина
Хельсинки
Ювяскюля
Туризм
Горнолыжные курорты
Города
Замки
Муниципалитеты
Озёра
Острова
Национальные парки
Горнолыжные курорты
Вуоакатти
Куусамо
Леви
Праздники
Новый Год
Рождество
Перевозка леса
Финляндия > Посио > Перевозка леса

Перевозка леса

Дорожный струг, изобретенный фермером Юхо Айттаниеми из Посио, облегчил обустройство дорог, используемых для волочения бревен на лесосеках. Изобретательный крестьянин получил в 1914 году на свой механизм патент.

Согласно патентному решению, механизм Айтта-Юсси представляет собой «снежный плуг для прокладки проезда в твердом снеге». Это был созданный на базе саней плуг и струг, которым можно было выбрасывать снег с проезжей части дороги и выстругивать чистую колею лесовозных саней. Для выстругивания сквозь полозья выходили лезвия, как в рубанке. Для волочения устройства требовалось запрягать в ряд много лошадей.

Дорожные струги строили в Посио вручную в мастерской Айттаниеми, где также была лодочная верфь. Изобретатель сам умел выполнять столярные и кузнечные работы, но для изготовления стругов вынужден был нанимать рабочих.

Производство продолжалось до 1942 года. Тогда старший лесничий Лесного управления заказал у Айттаниеми струг, который стоил 10 000 тогдашних марок. Несмотря на патент, на рынках появились копии «айтта-юсси».

Юхо Айттаниеми (1870-1954) конструировал и изготавливал и другие технические устройства. У него сохранились чертежи конного дорожного снежного плуга (1950). На имение Айттаниеми также было ранее закуплено много техники, и «Айтта-Юсси» участвовал в проекте создания лугов.

В начале лесозаготовительных работ в конце XIX века лошадь везла на первобытных санях за раз всего несколько бревен. Но когда были созданы парные сани, и начали обледенить колею саней в проходах, в воз можно было положить уже десятки бревен. До дорожного струга «Айтта-Юссй» колею выравнивали мотыгой.

Воз бревен лежал на перекладинах саней. Вначале как передние, так и задние сани имели жесткий коник. Когда коник первых саней был переделан во вращающийся в верхней части, маневрировать санями стало легче.

Другими частями лесовозных саней были фронтальная доска, боковые доски, подпорки, штырь, крючок для крепления оглобли, а также полуприцеп для перевозки штабелированных грузов. Полозья были обделаны металлической пластиной.

Проезды были проложены таким образом, чтобы с возом можно было ехать под гору. Возвращались же с порожними санями по свободной дороге, чтобы не мешать встречному движению. На крутых склонах колею посыпали землей или помещали под полозьями тормозные петли.

Перевозка леса

Лесосечные участки, как правило, находились в болотистых местах. На более длинных расстояниях проезды стремились прокладывать по краям болот. Проезд по болоту возможен был только тогда, когда оно имело прочное ледовое покрытие.
Трассировка проездов требовала высокого профессионализма. Не всегда это было легко. С удивительным мастерством зарубщики находили такие места, где не было препятствий. За зарубщиками на проезд выходили расчистчики. На проезде удаляли деревья, пни, и камни и выравнивали кочки. В малоснежное время ходили с малым грузом, но потом проезды стали обледенить. По проездам протяженностью от пяти до восьми километров могли двигаться до нескольких десятков лошадей. Почти каждая повозка делала на склад по две ходки в день, так что проезды приходилось обливать водой и замораживать ежедневно.

Более миллиона хлыстов

Сделки по лесоматериалам в селе Посио, входящем в Куусамо, стали возможными после отвода временных участков при генеральном размежевании в 1880-е годы. Участок Суолиярви в Северном Посио принял решение о продаже всех деревьев допустимого размера. Помечено было более 850 000 стволов. Нынешние села запутанного региона Суолиярви: Айттоперя, Хяме, Юмиско и Лехтиниеми.

 
Поиск дешевых авиабилетов
Авиабилеты