Финляндия > Посио > Народная
медицина
Народная медицина
Из-за больших расстояний до врачей и аптек в регионе Посио народное целительство
долго пользовалось популярностью.
До того как Посио стал самостоятельным поселком в 1920-е годы, жители региона
с конца XIX века по пути на богослужение могли заходить в аптеку, например,
в Куусамо. Несколько лет спустя там появился и врач. В Посио свои врач, аптека
и больница появились только в 1940-е годы.
В народной медицине к навыкам относятся народное знание болезней и умение их
лечить. В народной медицине смешивались полученное по опыту мастерство и суеверия.
В начале XX века для лечения как болезней, так и травм могли использоваться
медикаменты внутреннего и наружного применения, а также колдовство.
К народному целительству относились также различные механические способы лечения,
в том числе массаж, банки и выправление вывихов конечностей.
До установления официальной медицины для лечения болезней обращались к целителям
и шаманам.В селах Посио в начале XX века также жили целительницы. Одна и та
же целительница могла и лекарем, и акушеркой-самоучкой. Собиратель народного
фольклора Самули Паулахарью записал заговоры и снимал целителя Ласанена в 1917
году.
Например, ожоги по методике Ласанена лечили обливанием водой или смолой, над
которой сначала пелся заговор. У другого колдуна из Сирниё, Пааво Толккинена,
еще в 1962 году записали заговор, останавливающий кровотечение.
Тремя основными видами помощи в финской лечебной традиции были водка, сауна
и смола. Смолу принимали также внутрь, например, от кашля, путем вдыхания ее
паров. Другие целебные средства получали из растений, животных и земли.
Хвойную смолу или приготовленную на ее основе мазь широко использовали в Посио
для лечения ран. Ягоды волчьего лыка или «рисовую траву» применяли при рахите,
а можжевеловые ягоды - в качестве мочегонного средства. На опухшее колено или
предплюсну укладывали повязку, смоченную в кефире, а в больное ухо вдували табачный
дым и ставили тампон из овечьей шерсти/
Нарывы и боли лечили, садясь в муравейник. В начале XX века в Посио местами
использовали даже человеческую мочу в качестве дезинфицирующего вещества.
Даже в первые десятилетия XX века лечение скота все еще в значительной степени
основывалось на народной медицине. Антти Аукусти Селкяля владел многими механическими
способами лечения лошадей и коров. Он, например, удалял и точил зубы животных,
выправлял вывихи лопаток у лошадей и решал проблемы с испражнением и мочевыделением.
У нашей дочери в возрасте нескольких лет на кухне загорелось платье. Я ее намазал
сливками, чтобы удалить «зло» из ожогов. Девочка больше не кричала. Ее доставили
в больницу. Через неделю я ее привез домой. Ожоги промывали дважды в день кипяченой
водой, после чего на ожоги накладывали вырезки из березовой бересты. Также ей
давали таблетки, прописанные врачом. Берестяные вырезки брали из тонкого и чистого
слоя, который не является корой и не прилегает к стволу, а находится между ними.
Вырезки накладывались на место во влажном виде. Этому способу меня научила мать.
После лечения дома в течение недели ожоги стали заживать во всех местах. (Арви
Моуруярви, 2006.)
Лечащая баня
В баню ходили не только чтобы помыться и расслабиться, но еще и лечиться. Там
снимали болезни, делали массаж, ставили кровососные банки. В старые времена
кровопускание основывалось на представлении о том, что болезни вызваны «нехорошей
кровью» или простудой. При кровопускании на коже пробивают мелкие раны особым
топориком. На раны на кожу ставят нагретые рожки. Когда рожки остывают, образующееся
в них разрежение высасывает кровь. Потом рожки удаляют, а кровь смывают. Традиционно
рожки изготовились из коровьих рогов. В краеведческом музее Пори имеется найденный
внутри ствола дерева крючкообразный металлический предмет длиной 10 см, который,
видимо, и является таким особым топориком. Даже в наше время кровопускание все
еще часто делается в бане.
|