Древний Рим > Культура Древнего
Рима
Культура Древнего Рима
К V—IV векам до н. э. относится зарождение римской литературы, сложившейся
под влиянием эпической поэзии, примитивной лирики и драмы эллинов. Характерной
чертой произведений римских писателей того периода было использование, наряду
с образцами местного народного творчества, военных греческих сюжетов.
В истоках римской драмы лежат шуточные куплеты непристойного содержания (фесценнины),
которые любили распевать крестьяне во время праздников, посвященных окончанию
жатвы и сбора винограда.
По словам Тита Ливия, в начале IV века до н. э. на улицах Рима стали появляться
этрусские танцоры, их римские подражатели умело соединили танец с монологом.
Такие представления имели большой успех. Развитие этого вида искусства привело
к возникновению «правильной» драмы по примеру греческого античного театра. К
памятникам письменного творчества относятся надгробные эпитафии (элогии), написанные
малопонятным древним языком. Несколько элогий сохранилось на стенах гробницы
Сципионов, заложенной еще в III веке до н. э. Одним из первых римских стихотворцев
считается Аппий Клавдий тщеславный цензор литературно обрабатывал и выпускал
в свет свои речи. Культура Рима в I-II веках
Так же как политика и экономика,
культура Римской империи в период I—II веков претерпела значительные изменения,
вылившиеся в создание единой эллинистическо-римской культуры, первоначально
получившей распространение в провинциях и, как следствие, вобравшей в себя некоторые
черты провинциальных культур.
Что касается памятников архитектуры, то самыми выдающимися принято считать
мост через Дунай и форум,
построенные в эпоху правления Траяна, Триумфальную арку Тита и мавзолей Адриана.
Нужно отметить, что популяризация городской жизни способствовала развитию архитектуры и скульптуры. В результате появились многочисленные статуи императоров и некоторых представителей их ближайшего окружения. Причем
правители не ограничивались только заказом собственных
монументов; стараясь увековечить время своего правления,
они стремились построить как можно больше грандиозных
сооружений.
Рассматривая культурное наследие империи II века,
нельзя не заметить, что влияние западных провинций резко
снизилось. В литературе появилась тенденция к осмеянию
видных современников («Сатирикон» Петрония, «Истории»
и «Анналы» Тацита и др.).
В вышеназванных произведениях Тацита даны едкие характеристики Домициану и ближайшим преемникам Августа,
однако автор не забыл отметить и компромисс между свободой и монархией, якобы проявившийся при правлении Нервы
и Траяна.
В сочинениях о германцах представлены размышления об ушедшей «простоте нравов»
и нападки на испорченных развратом и корыстолюбием современников. Именно в этих
пороках, захлестнувших римское общество, Тацит видит причину краха республики
и уничтожения сената, сделавшего свой выбор в пользу материальных благ и отрицающего
свободу и честь как нечто отжившее.
Другим не менее ярким выразителем духа современной действительности и обличителем
бытующих нравов был сатирик Ювенал, современник Домициана и первых представителей
династии Антонинов. Его сатиры проникнуты откровенным негодованием и касаются
всего общества: императора и его ближайшего окружения, увлеченного борьбой за
власть; тщеславных богатеев; развратных женщин; обленившегося народа, которому
ничего не нужно, кроме «хлеба и зрелищ»; разбогатевших вольноотпущенников, жрецов-шарлатанов
из восточных провинций; дерзких рабов из богатых домов; вездесущих греческих
философов и т. д.
Описывая современные ему пороки, Ювенал противопоставляет жизнь Рима эпохи
I—II веков простым нравам тихих провинциальных городов Италии
того же времени. В некотором смысле к Ювеналу близок испанский сатирик Марциал
(40-104 годы).
Однако, несмотря на обилие острых эпигмм, последний был более сдержан. Потоу
и пороки современников у него высмеиваются лишь острой шуткой, в то время как
у Ювенала они подвергаются яростному обличению.
Ближе к середине II века наблюдается упадок политической жизни страны и повышение
интереса к отдельной личности, что неизбежно привело к развитию биографического
жанра, впервые появившегося еще в эпоху эллинизма.
В период существования империи наиболее яркими представителями этого жанра
были Плутарх и Светоний (секретарь императора Адриана). Перу последнего принадлежат
биографии 12 первых Юнона Соспита цезарей, а также жизнеописания многих поэтов
и ораторов. При этом оба автора делают особый упор на моральный облик своих
героев, сдабривая их биографии характерными эпизодами из жизни, не лишенными
юмористического начала.
Наряду с художественными сочинениями, в I—II веках были написаны серьезные
труды по математике, астрономии и географии. Общий характер культуры в III веке
Культурная жизнь Римской империи в III веке переживала кризис. Истории не
известны сколько-нибудь значительные произведения искусства или литературы,
создан ные в тот период. Единственной развивающейся отраслью науки было римское
право.
Система юриспруденции отличалась «непревзойденной по
точности разработкой всех существенных правовых отношении
простых товаровладельцев (покупатель и продавец, кредитор
и должник, договор, обязательство и т. д.)».
Философию и религию
III века характеризуют пессимистические настроения, вызванные тяжелым положением
на родных масс, непрерывными войнами и углублением соци альных противоречий.
Господствующим направлением философии становится идеализм. Римские философы
развивают идеи о потусторонней жизни, о Боге, грехе и искуплении верой, отрицают
возможность познания мира человеком.
Правительство империи, стремясь остановить распространение
скептических настроений, пыталось
внедрить оптимистическую идею возрождения золотого века. «Мы видим
золотой век» — гласили надписи на
медалях. Причем императоры требовали от народа признания своего правления золотым веком тем настойчивее,
чем тяжелее становилась жизнь.
Обострение социальных противоречий и ухудшение условий жизни заставляли искать утешение в религии.
В литературе получает развитие жанр религиозно-философского романа. Характерным
для того времени произведением является роман Апулея «Метаморфозы». Написанный
в духе оптимизма роман утверждает могущество и торжество религии: главного героя,
Луция, превратившегося в осла, освобождает богиня Исида, явившаяся ему во сне.
Влиятельная аристократия воспевала культ идеальных
правителей, Антонинов, способных установить мир без войн,
а также культ солнца. Солнце представлялось верховным
божеством, покровительствующим правящему императору.
Среди городской интеллигенции наибольшее распространение получили близкие манихейству эзотерические идеи гностицизма. Сторонники этого направления заявляли об истинном знании Бога и тайн мироздания.
Все эти религиозно-философские направления объединялись общим пессимистическим
настроем и скептическим взглядом на судьбу человечества, уверенностью в невозможности
переустройства греховного материального мира.
|