Древний Рим > Религия Древнего
Рима
Религия Древнего Рима
Примитивная культура раннего римского периода представлена в основном произведениями
литературы религиозного характера. Культовые гимны, сборники песнопений, предсказания,
заклинания против природных сил и людской злобы написаны в это время.
Древние римляне присваивали каждой вещи и явлению отдельного бога, имевшего,
в свою очередь, собственных духов. Например, бог детства имел 43 разновидности:
бог первого крика, первого шага, колыбели и т. д.
Особое значение придавалось исполнению обрядов, посвященных родовым и семейным
богам. Хранителями семейного очага были добрые духи дома — пенаты и лары; положительными
считались маны — божества, символизирующие души умерших людей. Предком Юпитера
был Янус, древнейший бог дверей и любого начала. К более ранним временам относится
культ Капитолийской тройки: Юпитера, Марса и Квирина. Здесь Юпитер олицетворяет
верховную власть; Марс, считавшийся сначала богом весенней травы и деревьев,
позже символизировал войну. Квирин — двойник Марса. При раскопках не найдены
изображения божеств; видимо, древние римские народы не предусматривали зрительного
восприятия культовых символов, поклоняясь им только в сознании. Изображения
появились намного позже, когда римляне испытали на себе влияние этрусской и
греческой религий.
Огромное количество божеств потребовало соответственного числа служителей
культа. Влиятельный клан жрецов подчинялся понтификам, осуществлявшим строгий
надзор за тщательностью выполнения религиозных обрядов. Служители одного божества
объединялись в жреческие коллегии, из которых известны арвальские братья — почитатели
богини Земли. Коллегия салиев (скакунов) поклонялась латинскому богу Марсу.
Рядовые священнослужители выполняли культовые обязанности, подчиняясь власти
понтифика, считавшегося наместником богов.
Авгуры и гаруспики предсказывали будущее, определенным образом толкуя поведение
животных, постигая их внутреннее строение. Весталки,
жрицы богини Весты, защищали общинные интересы и решали личные проблемы каждого
члена семейства.
Римский пантеон постоянно увеличивался за счет этрусских и греческих божеств.
Под влиянием событий, общественных перемен, стихийных бедствий и войн римляне
вполне допускали отрицание какого-либо божества, его смену или дополнение пантеона.
Иногда они поклонялись богам соседей и даже врагов. Из греческой религии были
заимствованы Юнона (Гера), Минерва (Афина), Сатурн (Кронос), Церера (Деметра),
Меркурий (Гермес) и Аполлон. С началом кризиса, затронувшего прежде всего самое малообеспеченное население
империи, возникли религиозно-мистические настроения. Люди ждали появления мессии,
божественного спасителя. В связи с этим получили широко распространение различные
восточные культы (сирийские, египетские и фригийские), имеющие одно общее учение
об умирающем и воскресающем боге. Крепли монотеистические представления. Характерно,
что при этом предпочтение oтдавалось богу солнца. Впоследствии появляется новая
религия, в основе которой лежит учение об Иисусе Христе. Иисус, родившийся в
Вифлееме, будучи взрослым, принял крещение от проповедника Иоанна, а затем объявил
себя Сыном Божьим. Таким образом, в Риме происходило постепенное развитие христианства,
которое долгое время подвергалось гонению со стороны правящих классов.
|