Древний Рим > Этрурия
Этрурия
К VII—VI векам до н. э. относилось появление своеобразной Этрусской федерации,
имевшей преимущественно религиозное значение. Ее созданию предшествовало быстрое
выдвижение городов-государств, состоявших из «народа Этрурии».
В VI веке до н. э. в Этрурии уже господствовал рабовладельческий строй. Без создания крупных осушительных
сооружений была невозможна эксплуатация плодородных, но
часто заболоченных разливами речных долин. Количество ирригационных систем свидетельствовало о высоком развитии
сельского хозяйства.
Период VII—VI веков до н. э. считается временем появления городов в Этрурии. Вейи, Церо, Тарквиний, Клузий,
Арреций, Популония, Перузия были обнесены мощными каменными стенами. В городах имелись дома знатных семей,
храмы своеобразного стиля, имевшие облицовку из терракоты.
В VI веке до н. э. этруски
выступили в Средиземноморье в качестве крупной политической В 535 году до и.
э. в союзе с карфагенянами они одержали победу над греками — колонистами из
города Фокеп. Сражение происходило близ города Алалия на Корсике.
В Кампании этруски закрепились прочно, создав здесь, по преданию, 12 городов,
главным из которых была Капуя. Город основан в начале VI века до н. э. Именно
в этом месте были обнаружены этрусские надписи.
О положении производительных сил Этрурии сведении очень мало. Античные писатели
говорили о наличии у этрусков зависимых земледельцев. Вероятно, упоминания об
этом слое населения имелись и в этрусских надписях.
Знать стояла во главе вооруженных сил, составляя конницу. Имелась и сформированная
по греческому образцу тяжеловооруженная пехота. Относящаяся к жреческому сословию
аристократия в VI веке до н. э. подверглась сильному греческому влиянию. Это
сказалось на дальнейшем развитии и русской культуры и религии.
VI век до н. э. был временем ожесточенной социальной борьбы в общинах Этрурии.
Среди экономически обездоленных элементов находились люди, утратившие родовые
связи. Они часто объединялись в дружины, избирая предводителями знатных витязей,
пытавшихся захватить власть в данном городе.
Сам город возник предположительно в VII веке до н. э., хотя дата основания
Рима, сохранившаяся в римской исторической традиции, соответствует 753 году
до н. э.
В период становления государственности Рим управлялся выборным царем, советом
старейшин (сенатом) и народным собранием. Это понятие означало покровительство
знати над обедневшими и неполноправными родичами.
В VI веке до н. э. в Риме правили цари рода Тарквиниев;
их этрусское происхождение бесспорно.
Этруски так и не создали единого государства.
Расцвет Этрусской федерации был весьма недолговременным. Уже в последней четверти
VI века до н. э. наблюдалось ослабление, вызванное в первую очередь противоречиями
между самими этрусскими общинами. В 524 году до н. э. при попытке овладеть Кумами
(Кимой) этруски потерпели серьезное поражение. В конце VI не ка до н. э. началось
восстание против этрусского господства в Лации.
В борьбе с южно-италийскими и сицилийскими греками этруски не могли уже рассчитывать
на своего старого союзника — карфагенян, так как в начале V века до н. э. они
потерпели поражение от сицилийцев. Новая попытка овладеть Кумами опять закончилась
неудачей — этруски потерпели крупное поражение в морском бою (474 год до н.
э.). Во второй половине V века до н. э. этруски были изгнаны самнитами из Капуи.
С этого времени они быстро потеряли все опорные центры за пределами Этрурии.
В дальнейшем Этрусская федерация окончательно распалась под ударами Рима.
Источников, свидетельствующих о религиозных верованиях этрусков, сохранилось
очень мало. Культы государственной религии Этрурии сохранили следы культа предков.
У этрусков из города Вейи существовал обряд поклонения богине Унн, к изваянию
которой мог прикасаться только жрец из определенного рода. Жреческие функции
исполняли представители родовой аристократии.
|