Туризм в России  
 

Всеобщая история
Древний Египет
Древний Мир
I и II мировое войны
Истории Земли
Археология
Старинное оружие
Стили архитектуры
Азия
Ассирия
Вавилон
Древняя Индия
Древний Китай
Финикия
Цивилизация хеттов
Европа
Древняя Греция
Древний Рим
Европейские страны
Скандинавские боги
Россия
История
Русские князья
Русские цари
Плакаты СССР
Этруски

История древнего мира > Этруски

Этруски

Этруски были одним из самых загадочных народов Античности, несмотря на то, что в настоящее время они хорошо изучены по данным археологии. Яркой звездой вспыхнув на небосклоне истории и достигнув неправдоподобного процветания среди примитивных племен древности, этрусская цивилизация столь же стремительно исчезла с исторической сцены, не оставив ни потомков, ни материальной культуры, ни языка.

Греки называли их тирсенами или тирренами, латинские авторы — этрусками или тусками. Сами себя они, вероятно, именовали расенами. В греческих исторических рукописях сохранилось предание о восточном происхождении этрусков. На восточный характер памятников их культуры указывала система гадания по внутренностям жертвенных животных, а также некоторые другие факты.

Сохранились сведения, что среди «народов моря», которые , нападали на Египет в XIII—XII столетиях до н. э., было племя турша. Его название отождествлялось с именем тирсенов-этрусков, что свидетельствовало о проживании этрусков в восточной части Средиземноморья. Даже название их вызывает споры. То они пришли с севера, из-за Альп из области ретов (ср. «расена»), а Дионисий Галикарнасский считал их коренными жителями Италии — автохтонами. В современной науке эту теорию отстаивают итальянские ученые — уж очень им претит признать создателей древнейшей в Италии цивилизации пришельцами. Крупнейший итальянский этрусколог Массимо Паллотино считал, что этруски возникли из среды местных племен культуры Вилланова (кстати, резко отличной от этрусской), а все их восточные черты объясняет торговыми связями с греками. Но непонятно, как могла столь внезапно расцвести высокая культура в местах, ничем ранее не выделявшихся? И как торговля с Востоком могла повлиять на сходство их погребальных обрядов и архитектуры с народами Малой Азии?

Знаменитый греческий историк Геродот рассказывал, что еще в конце II тысячелетия до н.э. часть лидийского народа из Малой Азии во главе с царским сыном Тирсеном переправилась морем в Италию. Другие античные авторы отождествляли этрусков с пеласгами, пришедшими из Греции, с иллирийцами или даже с троянцами. Теорию о восточном происхождении этрусков обоснованно защищал крупный русский ученый XIX в. Василий Иванович Модестов. Он указывал на удивительное сходство этрусских могильников и кладки каменных сооружений с теми, что обнаружены в Малой Азии.

В самом деле, в культуре и быте этрусков прослеживается немало древневосточных черт. Поразительно сходство в культурных достижениях этрусков и народа государства Урарту на территории нынешней Армении. Религиозные обычаи этрусков — гадания по полетам птиц и по внутренностям животных, характерные музыкальные инструменты — также роднят их с народами Малой Азии. В Египте, в храме Кармака читаем на стене надпись иероглифами, в которой повествуется о нашествии на Египет с севера неких «народов моря» и среди них называется народ «турша», т.е. тиррены.

Они увлекли с собой часть жителей островов Ахейской Эгеиды, побывали на Сардинии и Корсике, следуя от острова к острову, пока не увидели на горизонте берега новой родины; причем долгое время осваивали лишь прибрежные мысы. В Италии начиная с VKI в. до н.э. они смешались с местными племенами самого разного происхождения, в том числе и с пеласгами, а также волной переселенцев из Иллирии. Каждый народ внес в общий котел частицу своих хозяйственных навыков, знаний и традиций.

Этруски первыми на Апеннинском полуострове стали строить настоящие города, похожие на города античного мира, с прямоугольной планировкой кварталов, мощеными широкими улицами, каменными домами с черепичными крышами, с мощными крепостными стенами и величественными храмами богам — Тинин, Уни, Менрве и ее супругу богу Херкле (таковы раскопанные археологами Рузеллы, Цэре и город близ местечка Марцаботто, прозванный «этрусскими Помпеями»).

Этруски верили, что они определяют все поступки и даже мысли людей. Отсюда неукоснительный религиозный фатализм этрусков, слепое повиновение «законам Тага», легендарного сына бога Тинии, посланного на землю ради вразумления людей, чью волю толковали гаруспики по внутренностям животных и полетам птиц. Этруски верили в свою богоизбранность (что свойственно ближневосточным культам) и в то, что сами они когда-нибудь станут богами на земле.

Художники изображали на фресках в этрусских храмах и гробницах сцены из жизни не только знати, но и простых людей. Даже саркофаги они любили украшать скульптурными изображениями покойных, возлежащих за пиршественным столом. На крышках погребальных урн мы видим, например, скульптуры в виде супружеских пар, нежно прижавшихся друг к другу. Вообще брак и семья у этрусков стояли на первом месте. Женщины пользовались немалой свободой, а в домашних делах вообще главенствовали. Отличаясь отменной красотой (это видно по скульптурам и фрескам), они наряжались в длинные хитоны, носили замысловатые прически с буклями и изящно уложенными косами.

Знатные этруски наряжались в расписные тоги, носили длинные волосы, расчесанные на пробор в косы. Они вели праздный образ жизни, развлекаясь пирами, музыкой и театральными представлениями. Греческий историк Диодор сообщает, что в жилищах этрусков было «наготове немалое число прислуживающих рабов, из них одни выделяются красотой, другие убранством в более роскошные одежды, чем подобает их рабскому происхождению». На пирах и на церемониях погребения знатных людей этруски любили лицезреть сражения гладиаторов. Сначала это была форма ритуального человеческого жертвоприношения, поскольку этруски верили, что умершие продолжают жить среди людей (их даже продолжали числить среди членов семьи), участвуют в деятельности родственников и им «позарез» требуется настоящая кровь для поддержания существования.

Но и образы богов будоражили воображение этрусков. Даже такой, казалось бы, незатейливый предмет обихода, как зеркало, превращался в умелых руках этрусских мастеров в произведение искусства. Зеркала делали из бронзы (стеклянных зеркал древний мир не знал) тщательно полируя лицевую сторону до «зеркального блеска». А обратная сторона служила основой для резных миниатюр, представлявших этрусских богов в различных эпизодах из мифов и легенд. Особой любовью пользовались сцены Троянской войны (суд Париса, похищение Елены) и приключений Геракла.

Корабли эктрусков оригинальной конструкции напоминали суда финикийцев, но были более широкими и ходкими: весла проходили не поверх бортов, а через отверстия в них, что облегчало работу гребцов и защищало их от волн высокими фальшбортами, на которых были укреплены щиты. Как и всегда, большой прямой парус позволял быстро маневрировать и развивать хорошую скорость.

Общество этрусков было неоднородным и делилось на зависимых бедняков «лаутни», привилегированный слой «этера» и военно-жреческую знать «лукумонов». Этера составляли знатные дружинники и клиенты вождей из числа наиболее приближенных. Старейшины родов лукумоны оказывали влияние на все стороны жизни городов. Нередко вожди сплачивали вокруг себя в дружины челядь и обедневших людей и искали счастья в других странах.

Поселения этрусков существовали в Италии уже в XI веке до н. э., но об этом раннем периоде не сохранилось достоверных данных.

Для осушения земель этруски широко практиковали строительство различных дренажных сооружений. Находки предметов финикийского, египетского и греческого производства свидетельствовали о развитии у этрусков внешней торговли.

Водном только этрусском городе Вольци найдено более 20тысяч греческих сосудов. Обнаружены изделия из прибалтийского янтаря.

О том, что представляли собой этрусские поселения, достоверных сведений сохранилось немного. Несомненно, что в то время крупных поселений еще не было.

У этрусков существовали царская власть и совет старейшин. Органы политической власти состояли из представите лей родовой аристократии.

Особенностью этрусских общественных сословий являлись пережитки матриархата. Об этом свидетельствуют многочисленные значительно более поздние надгробия с указанием рода матери погребен ного, а также предания о влиятельности женщин в делах культа и их независимом положении в обществе, которое послужило основанием для рассказов греческих и римских ав торов о распущенности этрусских нравов.

Обычно этрусские цари восседали на троне. В одной из этрусских гробниц найден великолепный экземпляр трона царя Аримнеста. Его ножки выполнены в форме звериных лап, спинка и сиденье украшены изображениями зверей. Сам трон, судя по надписи, имел религиозное значение и был посвящен Зевсу Олимпийскому. Но уже в VI в. до н.э. царская власть в большинстве городов уступила место выборным должностным лицам. В каждом этрусском городе назывались они по-разному — «эйлаки», «пуртна» или «марунухи». Они были подобны римским преторам и диктаторам. Возникали аристократические городские республики. Города объединялись в союзы с общими военными и религиозными целями.

Наиболее известно собственно этрусское Двенадцатиградье. Центром его был город Вольсинии, где размещалось святилище бога Вертумна и богини Норции. Здесь ежегодно проходили выборы главы союза, они сопровождались празднествами и ярмарками (известны также ежегодные ярмарки в роще Феронии).

В 265 г. до н.э. городская беднота и зависимое население Вольсиний восстали против этрусской знати и выдворили ее из города. Лишь с помощью римлян изгнанникам удалось вернуть свое господство, но ценой этого стало подчинение города Риму. В состав Двенадцатиградья входили также Клузий, Популония, Перузия, Ветулония, Аррений, Цэре, Тарквинии, Фалерии, Волатерры и Вейи. На самом деле городов было больше. Известны этрусские города Рузеллы и Кортона. Вокруг главного города обычно группировалось несколько небольших городков, а многие имели на побережье, как бы в виде своего продолжения, порты. Скажем, центр производства меди город Цэре, отстоявший от берега на семь километров, располагал портом Пирги.

В VI в. до н.э. этруски начали активно захватывать все новые территории. Они овладели восточными берегами Сардинии и Корсики. В 535 г. до н.э. в союзе с карфагенянами этруски нанесли поражение греческому флоту в морском бою у города Алалия на Корсике. В устье реки Пад был основан этрусско-греческий город-порт Спина, а на побережье Адриатики — Атрия и Равенна. Но лакомым куском для этрусков была Кампания с ее плодородными землями и удобными морскими портами. В Кампанию этруски вывели ряд колоний. Вскоре возник союз этрусских городов в Кампании, куда входили в частности Нола, Геркуланум, Соррент и Помпеи, а во главе стояла Капуя.

Но Кампания к тому времени уже давно была занята греками. Начались бесконечные столкновения. Борьба велась с переменным успехом, но в 524 г. до н.э. этруски были разбиты греками во главе с тираном Кум Аристодемом сначала в Кампании, а затем и в Лации у города Ариция. Спустя полвека, в 474 г. до н.э., они вновь потерпели поражение в морском бою близ Кум. Это знаменовало конец их наступлению на юг. Оправиться от удара этруски уже не смогли. От этрусской зависимости освобождается юный Рим, а его владения отрезают Этрурию от Кампании. Влияние этрусков в этом регионе стремительно падает. Завоевание Кампании воинственными горными племенами самнитов окончательно вытесняет отсюда этрусское население. Новая напасть обрушивается с севера. В V—IV в. до н.э. в долину реки Пад вторгаются племена воинственных галлов, сметая на своем пути этрусские города и селения.

Внутреннее соперничество подтачивает этрусское Двенадцатиградье изнутри. Когда римляне осадили влиятельный город Вейи, остальные члены союза отказались предоставить ему помощь. В начале IV в. до н.э. Вейи пали, и это было началом заката этрусской цивилизации. Одновременно в 384 г. до н.э. сиракузский тиран Дионисий Старший нанес удар по этрусским портам на побережье Тирренского моря, полностью сокрушив их морское господство (в частности он разрушил роскошный храм богини Девкотеи в Пиргах). В IV—III вв. до н. э. союз городов окончательно распадается — каждый город пытается выжить в одиночку, но один за другим падает под ударами набирающих силу римлян. Ко II в. до н.э. вся Этрурия была покорена Римом и обращена в провинцию. Сюда густым потоком устремляются римские колонисты-ветераны, вытесняя местных обитателей. К началу нашей эры этрусская культура сходит на нет, и даже этрусский язык был прочно забыт. Среди причин столь стремительного заката цветущей цивилизации ученые называют разнородность этрусских переселенцев, потоки которых с берегов Дуная и из Малой Азии оказались неспособны образовать единый этнос среди множества местных племен, консервацию отживших родовых традиций и слепое повиновение верованиям в интерпретации гаруспиков, вызвавших деградацию общества, местную замкнутость и приверженность к своему уже устаревшему и неэффективному оружию и способам борьбы с врагами.