Туризм в России  
 

Всеобщая история
Древний Египет
Древний Мир
I и II мировое войны
Истории Земли
Археология
Старинное оружие
Стили архитектуры
Азия
Ассирия
Вавилон
Древняя Индия
Древний Китай
Финикия
Цивилизация хеттов
Европа
Древняя Греция
Древний Рим
Европейские страны
Скандинавские боги
Россия
История
Русские князья
Русские цари
Плакаты СССР
Янычары

Всемирная история > Самые знаменитые войска > Янычары

Янычары в Османской империи

Быстрый противоречивый взлёт на мировой военной сцене, завидная слава и, наконец, позорное падение – вот, в двух словах, исторический спектр элитных янычар Османской империи. Однако, несмотря на спорные (и часто предвзятые) точки зрения, нет никаких сомнений в том, что знаменитый корпус янычар сыграл свою ключевую роль на многих полях сражений от Европы до Азии (примерно с 15 по 17 века). Их уникальная подготовка и дисциплина позволили сократить тактический разрыв между окопными и штурмовыми войсками. Предлагаем вам подробно узнать о происхождении, военной силе и культуре янычар, которых часто называют предшественниками первой современной армии Евразии.

Подобно традиционно несправедливому историческому отношению к Восточной Римской империи - Византии, Османская империя (или Порта) также сталкивается с изрядной долей предубеждений в исторических кругах - особенно в том, что касается обсуждения знаменитых янычар. Хотя янычар часто называли просто «рабами», очевидно, что в их социальном статусе было нечто большее. Например, весьма вероятно, что первые отряды янычар были набраны из военнопленных-христиан, принявших ислам. Это намекает на их судьбу (быть элитными солдатами), которая, безусловно, приятнее, чем жестокие смертные приговоры, которые ждали взятых в плен врагов во время ранних турецких набегов.

Однако первоначальная система была заменена санкционированным государством сбором христианских мальчиков правящим классом Османской империи. Как отметил историк доктор Дэвид Николле, классификация рабов в средневековом исламском обществе довольно обманчива, если смотреть на неё сквозь призму нашего современного восприятия. В связи с этим в османском обществе янычар часто пользовался большими социальными льготами и даже лучшими возможностями, чем обычный подданный (в угнетённых странах, да и в самой Порте), - по крайней мере, до 17-го века. По сути, янычары с гордостью демонстрировали свой статус «рабов», подражая таким образом своим предшественникам и современникам - как гулямам и мамлюкам, последние из которых даже основали свои правящие династии в Египте.

    Как набирали в янычары

Нужно отметить, количество военнопленных, взятых во время многих войн, которые вела Османская империя, было недостаточным для пополнения рядов янычар. Таким образом, со временем государство определило источник рабов, которых можно было бы обучить в качестве солдат, в основном из недавно завоёванной Фракии.

По сути, новые солдаты копировали стиль боевых действий Восточной Римской империи и сербских пехотных лучников (муртатов), и, таким образом, не случайно, что ранние янычары служили тяжёлыми лучниками. На практическом уровне подразделения телохранителей лучников-янычар постепенно заменили иррегулярных пехотинцев яя (или пиаде) - прежнюю основу османских войск, использовавшуюся при осадах вражеских городов.

Но по мере того, как османские бейлики (феодальные владения) превращались в Османскую империю, «временная» система приобретения полноценных рабов для янычар была признана неадекватной. Таким образом, была принята спорная система Девширме, буквально означающая «подъем»). Это был своего рода налог на кровь, который позволял забирать на службу одного христианского ребёнка или юношу из каждых 40 семей, причём их возраст варьировался от 8 до 20 лет.

Эта форма вербовки, возможно, начала практиковаться в 14 веке и, вероятно, проводилась раз в пять лет, особенно на христианских Балканах. По оценкам учёных, система Девширме могла охватить более до 3000 юношей за один год и покрыть лишь часть квоты в 8000 янычар, установленной государством.

Кампания по набору янычар была в основном сосредоточена в сельских районах Балкан (и позже Анатолии), в то время как крупные города, острова и стратегические перевалы были в значительной степени освобождены от Девширме.

Идея заключалась в том, что вербовщики рассчитывали на здоровых, «грубых» сельских парней (в отличие от уличных и «мягких» горожан), которых можно было бы легко внедрить в религиозно-политические и военные рамки неуклонно растущей Османской империи. Интересно, что 1400 лет назад римляне применяли ту же самую философию при наборе своих легионеров.

Однако, судя по кажущейся вопиющей структуре и авторитарности этой системы, достаточно сказать, что Девширме изначально не пользовался популярностью среди христианских подданных османского государства – с несколькими случаями мелких восстаний против этой системы. Даже мусульманские ученые и османские улемы того времени недоброжелательно относились к насильственному набору молодёжи, который воспринимался как нарушение прав христианских подданных.

Но в течение столетия, по мере роста социального статуса и военного престижа завербованных янычар (чему немало способствовали их зажиточные экономические возможности), среди подданых Османской империи появились семьи, особенно бедные, которые предпочитали, чтобы власти «поднимали» их детей. Уже к 15 веку встречались христианские (а иногда и мусульманские) семьи, которые подкупали чиновников, чтобы те приняли их детей.

Вначале только боснийцы были единственными мусульманами, которым официально разрешалось вербоваться через Девширме. Однако к концу XVI века (около 1594 года н.э.), учитывая хроническую нехватку рабочей силы для элитного корпуса янычар и существующий политический климат, всем мусульманам мужского пола (из Османской империи) было, наконец, разрешено быть завербованными.

Этот период совпал с бурным правлением султана Мурада III.

В конечном счёте, к середине 17-го века султан Мехмед IV отменил систему набора «лишних» девширме. Это решение было принято потому, что у значительного числа турецких семей, изначально исповедовавших ислам, уже были отпрыски, служившие в рядах янычар османской армии.

    Образование

Учитывая эволюционный характер системы Девширме, не все молодые новобранцы проходили подготовку в качестве османских янычар. Несколько из них, отличавшихся несомненным интеллектом, были выбраны в качестве ич огланов (мальчиков для внутренней «службы») и отправлены в дворцовые школы (после проведения тестов, которые включали в себя проверку способностей и общего уровня интеллекта). Эти элитные янычары получали лучшее образование, которое могло предложить государство, в таких областях, как управление, религия, военное дело и придворный этикет. Их дополнительно обучали литературе, верховой езде, стрельбе из лука, борьбе и даже музыке.

Самые талантливые из них были отобраны в качестве верных слуг султанского дворца, откуда юноши отправлялись на более высокие должности.

Остальные ич огланы были призваны в кавалерию элитного корпуса капикулу («рабы у дверей») – внутренних войск османского султана. Что касается других юношей, «прошедших» через систему Девширме, то их называли ачеми оглан (иностранные мальчики), и большинство из них были призваны в корпус янычар Османской империи. И хотя их базовое образование было таким же, как у ич огланов, упор делался больше на послушание и военную тактику.

Большинство ачеми оглан изначально должны были отслужить батраками - они работали в поместьях уважаемых турецких семей в течение семи лет. За это время они не только привыкли к труду, но и должны были исповедовать свою «новообретённую» мусульманскую веру. А по окончании семилетнего обучения молодых людей отправляли в Ачеми Оджак («тренировочные лагеря») для углублённой военной подготовки и обращения с оружием.

Интересно, что несколько кандидатов в «Тюрк оглан», показавших свои способности на испытаниях, были напрямую отобраны для действующих вспомогательных подразделений янычар - орташ, каждое из которых состояло из 50-100 человек: «Бостанджи» («садовники») и «Балтачи» («дровосеки»). Оттуда позже янычар часто переводили в специализированные подразделения, такие как артиллеристы и оружейники. Ещё несколько человек были приняты в богатые семьи (конаки) пашами и беями для дальнейшего обучения и переподготовки в элитных провинциальных кругах.

Остальная молодёжь, как упоминает доктор Николле в своей книге «Янычары», была принята в ряды «Ачеми оджак» и проходила военную подготовку в течение шести лет, после чего юноши могли найти место работы через регулярные оперативные службы янычар.

За это время молодые янычары обучились обращению с разнообразным оружием, включая луки, мушкеты, копья и даже мечи (для фехтования). Множество инструкций, глубокое руководство и постоянные практические занятия, проводимые военными офицерами и профессорами, были весьма эффективными – если судить по современным записям, задокументированным их европейскими врагами - французами и австрийцами. Согласно некоторым из этих источников, янычары были выдающимися стрелками, которые могли не только точно целиться, но и поддерживать высокую скорость стрельбы даже при лунном свете. Достаточно сказать, что столь высокий уровень мастерства был подкреплён строгой дисциплиной: юноши круглосуточно находились под присмотром специально назначенных евнухов, которые не допускали присутствия женщин на тренировочных площадках.

    Организационная структура и численность

Во многих отношениях османская армия унаследовала от своих восточно-римских (византийских) противников провинциальную армию и постоянную личную армию султана. Что касается последней, то неудивительно, что она образовала элитные подразделения. В рамках этой османской постоянной армии пехота состояла из корпуса янычар (оджак) и связанных с ним вспомогательных подразделений: оружейников, артиллеристов и даже водоносов. Личный состав этих регулярных янычарских подразделений в основном состоял из обученных ачеми оглан, которые, в свою очередь, были «взяты» (первоначально) путём системы Девширме. В любом случае, численность янычар первоначально начиналась всего с 8000 человек в конце XV века, что, вероятно, составляло лишь десять процентов от общей численности османской армии. К концу XVI века их численность превысила 20 000 человек и достигла пика в 67 000 человек примерно в 1699 году нашей эры.

Янычары были разделены на три корпуса: самый большой джемаат (или «собрание»), который служил пограничными войсками и состоял из 101 орта (подразделения), белюк (или «подразделение»), который служил личной охраной султана и состоял из 61 или 62 орта, и, наконец, сеймен, которые являлись личными телохранителями султана и в которые были объединены в небольшие охранные отряды (34 орты, каждая по 70 человек), вооружённых ружьями и мечами.

Судя по их численности и соответствующим ролям, можно сделать вывод, что джемаат сыграл решающую роль в многочисленных военных столкновениях на полях сражений в Европе и Азии. В составе корпуса солак Орта формировали элитные гвардейские подразделения и, что любопытно, включали в себя уникальных мутеферриков – тяжёлых кавалеристов, набранных из сыновей балканских и турецких дворян, которые в основном были политическими заложниками на службе султана.

Учитывая масштаб и сложность материально-технического обеспечения этих формирований и военных структур, янычарские орты отличались знаками отличия, флагами и другими визуальными различиями, которые указывали на их происхождение, имена и даже на специальных командиров. Главнокомандующий регулярными янычарами назывался Еничери Агасы и выбирался непосредственно султаном (а позже его роль расширилась до ‘начальника полиции’ в Стамбуле). И такова была власть этого чина, что его приказы не могли быть оспорены даже великим визирём. Проще говоря, верховным главнокомандующим янычар считался только султан. Однако на практике коллективные решения, касающиеся корпуса, принимались членами Дивана (Совета), в который также входили командиры других родственных подразделений (бостанджи).

    Символика и янычарский котёл

Знаменитый янычарский байрак (знамя) представлял собой белый шёлковый флаг с характерной надписью, посвящающей их победы пророку Мухаммеду. Легенды рассказывают о том, как Орхан подарил первому отряду янычар красный флаг с полумесяцем, а после завоевания Константинополя к нему добавили белую звезду, придав таким образом форму современного флага Турции.

Многие из ранних янычар носили с собой цитаты из Евангелия в качестве талисманов, что скорее восходит к их исконно христианским и синкретическим верованиям.

Помимо религиозных мотивов, янычары обладали довольно уникальной склонностью к кулинарному символизму. Главным элементом был казан - огромный медный котёл, в котором в каждой орте готовили ежедневное общее блюдо - плов (из пшеницы булгур и сливочного масла). По сути, котёл намекал на братство членов батальона «янычар», и таковое воспринималось как самое ценное достояние дивизии. Его несли в торжественной тишине во время парадов и использовали в качестве места сбора во время сражений. Потеря казана в боях часто приводила к позору для всего подразделения (которым впоследствии запрещалось участвовать в парадах с другими подразделениями), в то время как разгром казана означал мятеж. Поскольку мы упоминаем о кулинарной символике, некоторые янычары, как известно, носили свои головные уборы в стиле дервишей с прикреплёнными спереди деревянными ложками.

    Одежда

К концу XVI века, как и во многих современных исламских государствах, наряды янычар были вдохновлены персидской модой, и поэтому их замысловатый стиль одежды часто отражал официальные военные мероприятия. Что касается обычной униформы, то она была сшита из шерсти и в основном производилась в мастерских Салоник и их окрестностях.

Ткань обычно покрывалась лёгким (и, возможно, водонепроницаемым) войлочным халатом или пальто, называемым капинат (или капинице); на ногах носили сапогами до колен. Но самой отличительной чертой традиционной униформы янычар были головные уборы и шляпы в стиле дервишей, стиль которых указывал на ранг янычара. Офицеры более высокого ранга также, как правило, подбивали свои пальто мехом пушных животных - начиная от лис и рысей и заканчивая белками.

    Наступательная тактика

16-й век, возможно, продемонстрировал вершину военного доминирования Османской империи, в которой появились общевойсковые войска, позволившие тактически использовать кавалерию, пехоту и артиллерию. Как метко описано в книге Дэвида Николле «Армии турок-османов», общевойсковые войска отражали организованную, «классическую» тактику ведения боя, при которой основные силы армии располагались в полевых укреплениях - искусственных рвах, окружённых орудийными фургонами (табурахами).

В центре огромного отряда располагался султан со своей личной гвардией солак и элитным отрядом янычар, вооруженных аркебузами. Это отборное войско с обеих сторон прикрывали всадники алти болук в тяжёлой броне (собранные из личного состава Капикулу).

Впереди и в тылу выстроенной артиллерии стояли азапы - лёгкие пехотинцы, вооружённые луками, топорами и мечами. На дальних флангах располагалась кавалерия сипахи, готовая к массированным обходным манёврам.

Первыми в бой османы пускали своих акинджи – закаленную в боях лёгкую иррегулярную кавалерию, которая изводила врага стрелами и дротиками. Здесь Османская империя переняла тактику от татаро-монгольских орд. Как только им удавалось вывести противника из себя (что в некоторых случаях приводило к вступлению в бой отважных европейских рыцарей), азапы принимали на себя первый натиск противника. И как только эта первоначальная (и часто стремительная) атака была ослаблена, пехотинцы открывали свои ряды для атаки янычар.

Можно было только представить себе разрушительный эффект стрельбы из аркебуз, обрушенной на вражеские войска, которые уже были окружены османскими рядами. И в то время, как закованные в броню противники были «шокированы и напуганы» комбинированным разрушительным артиллерийским огнём и оглушительными выстрелами из аркебуз, турецкая кавалерия, наступавшая с флангов, играла главную роль в окружении остатков вражеской армии, а затем в их уничтожении.

Следует также отметить, что иногда янычары брали на себя смелость атаковать вражеские позиции, хотя и не в унисон, а тактическими группами (клинообразными построениями). Эти ударные группы часто возглавлялись тяжёлыми штурмовыми отрядами из вышеупомянутых серденгечти («тех, кто рискует головой»), а в тылу их поддерживала музыка янычарских военных оркестров «Мехтер».

Если говорить о тактических мерах, то янычары, как правило, избегали массированных залпов, полагаясь тем самым на свою меткую стрельбу и навыки поражения более слабых участков вражеских позиций и укреплений.

Более того, их воинская культура была основана на стремлении к проявлению храбрости и обретении славы на поле боя: многие янычары соревновались за значки и медали (а иногда и награды), в том числе за челенк с перьями, который вручался за проявленное мужество перед лицом подавляющего числа врагов.

    Дисциплина и кодекс чести

Кодекс янычар предусматривал полное подчинение вышестоящему офицеру, соблюдение строгих правил военного поведения, продвижение по службе в зависимости от выслуги лет и наказания, применяемые только в том случае, если они назначаются их собственными офицерами.

Наиболее распространёнными наказаниями было избиение обвиняемого палками фалака по пяткам, после чего наказанный должен был поцеловать руку карателя, символизируя таким образом своё возвращение в отряд. В случае кражи и мародёрства применялись и другие серьёзные меры наказания, при этом гражданским лицам предлагалась адекватная компенсация (по крайней мере, теоретически).

Что касается смертной казни, то она была предусмотрена для дезертиров в военное время. Их бесцеремонно душили, а трупы ночью незаметно сбрасывали в ближайшие водоёмы, чтобы развеять чувство общественного стыда.

    Образ жизни и жалованье

Каждая из примерно 200 орт османских янычар функционировала как военное братство, члены которого размещались в собственных казармах – больших, хорошо оборудованных домах (ода) со спальнями, кухнями и арсеналом.

Некоторые элитные орты размещались на территории дворцового комплекса Топкапе, а два янычарских полка в Стамбуле владели собственным впечатляющим каменным зданием, украшенным цветной плиткой, мрамором, фонтанами и позолоченными дверями окружении оружейных мастерских.

«Местных янычар», дислоцированных в городах по всей Османской империи, называли Ерлия. Несмотря на военную службу и происхождение, некоторые из этих йерлийцев также принимали участие в торговле и даже в политике в регионе, причём в последние годы существования Османской империи их число значительно возросло.

В роскошных стенах казарм янычары вели скорее монашеский образ жизни - изолированные от внешнего мира, но воспитанные в дисциплине и послушании (по крайней мере, до XVI века). Высокодисциплинированные и мотивированные солдаты могли во время своих ежедневных маршей довольствоваться скромной пищей, которая состояла из хлеба, сушёного мяса и фруктов, а также каши из муки грубого помола.

В то же время члены орта считали себя частью братства и заботилось друг о друге – настолько, что даже после гибели в бою товарища-янычара вся орта была обязана обеспечивать едой и работой ближайших членов семьи погибшего.

Полк наследовал имущество погибших янычар. Отставные или демобилизованные янычары получали пенсии, а за их детьми часто также присматривала орта.

Янычар должен получать своё жалованье примерно три-четыре раза в год, причём день выплаты жалованья обычно совпадал с визитом иностранных высокопоставленных лиц. Ему также выдавали дополнительные средства на покупку лука и стрел, а также «порцию» ткани, из которой можно было сшить обновку.

Однако, несмотря на относительно высокий статус янычар, их первоначальное сравнительно небольшое жалованье не отражало элитного положения в османской армии. Но со временем, особенно ко второй половине XV века, султаны стали более охотно повышать жалованье и премии османским янычарам – возможно, из-за растущего политического влияния этого корпуса.

    Политика и привилегии

История свидетельствует о том, что время - главный враг, когда дело доходит до переворотов и разложения власти. Падение янычар было вызвано их собственными эксцессами. Отражая политически мотивированную позицию древнеримской преторианской гвардии, османские янычары играли ведущую роль в различных дворцовых переворотах 17-го и 18-го веков благодаря своему все более автономному статусу в государстве.

Необузданный исторический сценарий, с которым столкнулась турецкая империя, был более сложным по сравнению с их древнеримскими предшественниками. Это объясняется тем, что янычары были многочисленнее и заключали более тесные союзы с могущественными силами на обширных османских территориях (в отличие от интриг и влияния преторианской гвардии, сосредоточенных только в самом Риме).

В конце XVI века благодаря своей новообретённой власти в политических кругах янычары оказали давление на султана, чтобы тот сделал их звание наследственным. Османское государство было вынуждено принять закон, который позволял сыновьям бывших янычар записываться в армию. Таким образом, новый закон (который ранее считался незаконным в течение почти 300 лет) позволял детям янычар, которые практически не имели военной подготовки, записываться в элитное сословие.

Спустя несколько десятилетий, в 1622 году, султан-подросток Осман II попытался обуздать бесчинства янычар. Но янычары под предлогом голода в Стамбуле дерзко захватили султана в плен и задушили его в крепости Едикуле («Темнице Семи башен»).

К середине XVIII века некогда великая Османская империя превратилась в жалкую тень самой себя, в то время как некогда великий корпус янычар напоминал скорее политическую (и даже коммерческую) силу, состоящую из привилегированного класса наёмников, чем дисциплинированный военный институт. Временами класс янычар даже соперничал с традиционной турецкой аристократией в плане политической власти.

Таким образом, некогда профессиональное воинское подразделение, цепляясь за свою былую славу, в основном утратило свой воинский дух. Янычары были против предписанных изменений (касающихся их подготовки, снаряжения и тактики).

Хаос усиливался, когда янычары поднимали восстания на разных этапах существования империи. Мятежи провоцировались различными подразделениями янычар, расквартированными по всей империи.

    Истребление янычар

Более чем столетие подобного бардака наконец, дало о себе знать в 19 веке, когда султан Махмуд II - 30-й султан Османской империи - принял решение о полном упразднении корпуса янычар. Один из его предшественников - султан-реформатор Селим III - фактически был убит в результате бунта городских янычар.

Султан Махмуд II, также известный своими далеко идущими административными и экономическими реформами, в 1826 году официально распустил янычар. Как и ожидалось, янычары снова подняли восстание. Оно было быстро подавлено артиллерийским обстрелом их казарм янычар, в результате которого более перебито 4000 человек и выявлены серьёзные недостатки боеспособности некогда прославленного корпуса.

За этим последовали спонсируемые государством карательные акции против повстанцев и союзных им орденов бекташи: проводились аресты, изгнания (в основном молодых янычар) и казни (старших лидеров восстаний), что ознаменовало конец османских янычар. В Османской империи сформировались новые войска - Асакир-и Мансуре-и Мухаммедийе («Победоносные солдаты Мухаммеда») - современной армии, объединённой с элементами истреблённого корпуса янычар.