Древние карелы
> Лодки
Лодки карел
Основными путями сообщения для карел являлись реки и озёра, которыми пользовались
не только летом, но и зимой, когда прокладывали санный путь. По Вуоксе можно
было попасть в Выборгский залив, из Ладоги, используя волоки, выйти в Сайменскую
водную систему и дойти до Ботнического залива, в восточном направлении — к побережью
Белого моря.
Главными средствами передвижения были плоты и лодки: долблёнки, шитики, карбасы.
На лодках перевозили сено с покосов, ловили рыбу, во время свадьбы лодка заменяла
праздничную повозку, в последний путь провожали также на лодке.
Лодка карел изготавливалась традиционным способом. Выбиралась крупная осина,
с помощью клиньев на её стволе делали трещину, при этом дерево продолжало расти.
Затем постепенно, утолщая клинья и вводя распорки, придавали трещине очертания,
соответствующие внутренним контурам лодки. Занимало это от двух до пяти лет.
Потом дерево срубали и в выемку заливали воду. Через неделю её сливали, а
в отсыревшей колоде разводили костёр. Огонь распаривал сырое дерево, делая его
гибким. Благодаря этому лодке можно было придать окончательную форму. Таким
образом карельские умельцы достигали того, что ширина лодки в средней части
значительно превосходила толщину дерева, из которого была сделана. Сердцевину
бревна выдалбливали, остатки дерева выскребали скобелем.
Такие судёнышки-«однодерёвки» широко употреблялись в Корельском уезде вплоть
до XVII века.
|