Троице-Сергиева лавра > Успенский
собор
Успенский собор Троице-Сергиевой лавры
В средневековой истории России распространение имитаций Успенского
собора конца XV века в Московском Кремле не только символизировало объединение
Московией русских земель, но и воссоздавало в осязаемой форме главную святыню
Москвы в стратегических точках по всей её расширяющейся территории. Особенно
важным был Успенский собор в Троице-Сергиевом монастыре в Сергиевом Посаде,
построенный святым Сергием Радонежским как скит в 1337 году и постепенно расширявшийся,
чтобы впоследствии стать центром московского монашества.
Успенский собор в Троице-Сергиевом монастыре был построен по заказу царя Ивана
IV (Грозного), который в 1559 году лично присутствовал на богослужении, положившем
начало проекту. В 1564 году катастрофический пожар, сравнявший с землёй большую
часть монастыря, задержал завершение строительства, как и недоверчивое отношение
царя к монастырской иерархии во второй половине его правления. Церковь была
достроена и освящена только в 1585 году, через год после смерти Ивана.
Несмотря на столетие, разделяющее их, Успенский собор Троице-Сергиевой лавры
остаётся наиболее точным воссозданием своего кремлёвского прототипа как внутри,
так и снаружи. Хотя он немного больше кремлёвского Успенского собора (29,2 на
42,3 метра, в отличие от 27 на 39,75 метра), в нем воспроизведены такие характерные
конструктивные детали, как пятичастная апсида, объединённая с пилонами восточного
фасада, большая аркада на среднем уровне, одинаковая высота полукруглых фронтонов
(«закомары»), равное разделение отсеков и большой центральный барабан
с куполом. Первоначально купола были похожи по форме на купола Кремлёвского
собора, но позже были заменены более высокими луковичными куполами.
Есть также очевидные отличия, такие как крестообразные опоры вместо круглых
колонн, которые улучшили восприятие внутреннего пространства в Московском Успенском
соборе, и использование кирпича вместо известняка в качестве основного конструкционного
материала. Пропорции монастырского собора более тяжёлые, и им недостаёт гармонии
кремлёвского собора, вдохновлённой ренессансом. Тем не менее, общее сходство
существует как во внешнем, так и в интерьере.
Фрески, покрывающие внутренние стены, были написаны только в 1684 году – это
отражение неспокойного столетия, последовавшего за завершением строительства
собора. После заказа фрески были завершены за удивительно короткий срок – три
месяца группой из 35 живописцев во главе с ярославским мастером Дмитрием Григорьевым,
также известным как Дмитрий Григорьевич Плеханов (для сравнения, фрески Успенского
собора Кремля были написаны в 1642-43 годах).
Дмитрий Григорьев (1642- ок. 1700) был одним из самых выдающихся русских художников
XVII века, представителем великой ярославской школы иконописи. Среди других
его крупных проектов - интерьеры Архангельского собора в Московском Кремле,
Софийского собора в Вологде и Успенского собора в Ростове, которые были сильно
разрушены в советское время.
Циклы фресок на стенах и потолочных сводах Успенского собора изображают серию
сцен, посвящённых жизни Христа и Девы Марии. Прежде всего, особое внимание уделяется
изображению соборного праздника - Успения Пресвятой Богородицы - на центральном
своде потолка перед главным куполом.
Фрески на массивных опорах примечательны изображением святых русских князей
и отцов церкви, как византийских, так и русских. На основаниях опор изображены
священные изображения в больших футлярах для икон.
Нынешняя великолепная позолоченная пятиуровневая иконостасная ширма была завершена
на рубеже 18 века для 76 икон, написанных в основном в конце 17 века. Главный
проход украшен двумя бронзовыми люстрами захватывающего дух мастерства, изготовленными
в мастерских Оружейной палаты Кремля в 17 веке.
|