Архитектура Москвы > История
Текстильщиков
История Текстильщиков
История бывших московских предместий всегда готова подарить нам удивление.
Иногда, напротив, она же, будучи знакомой и исхоженной нами, становится «местом
силы», местом, где мы черпаем вдохновение, местом, где упорядочиваются наши
мысли. На востоке Москвы - огромная, годами складывавшаяся промзона поблизости
от Московской окружной железной дороги, чередуется с уютными и почти неизученными
кварталами жилой застройки и зелеными массивами. Историю эту хранят аборигены.
Они же понимают весь потенциал притягательности подобных мест. Расскажем об
истории Текстильщиков. Текстильщики - это прежде всего квартал 90А Грайворонова, необычайно уютное,
зеленое пространство дворов по Грайвороновской улице, многоугольник между Волжским
бульваром, 1-м Саратовским проездом, который нам виделся районным Бродвеем,
прудами на Люблинской улице и долиной реки Нищенка. Саратовский проезд с его
домами СДС - это был своего рода «центр» с особенной архитектурой. Совершенно
не согласны, что Текстильщики не были Москвой до середины XX века.
Село Грайвороново упоминается, как имеющее отношение к Симонову монастырю,
еще в середине XVI века. Здесь же находились монастырские земли Николо-Угрешского
монастыря, который, как известно, основал сам Дмитрий Донской. Впервые село
Грайвороново упоминается в жалованной грамоте на вотчины Симонова монастыря
от 1543 года, но, как я уже сказал, история местных земель более древняя. Поселения
по берегам рек Гайворонка и Голяданка существовали еще в XIII-XIV веках, о чем
свидетельствуют археологические находки, среди которых керамика, украшения,
рыболовные снасти.
А еще на территории района Текстильщики существовало Сукино болото, получившее
свое название по фамилии боярина Ивана Грозного, владельца местных земель -
Сукина. Ударение на «у». Уважаемый был человек - основатель Тюмени. Правда,
Василий Борисович Сукин отметился и как-то нехорошо в Смутное время, присягнув
Сигизмунду, но это уже другой сюжет.
Или, например, всем известный пруд за дворцом спорта АЗЛК. Интереснейшее место.
Известное с XVII века.
Если почитать про то же Грайвороново, то узнаешь, что в 1880-е годы здесь было
около 300 жителей, кузница, два трактира, несколько овощных лавок и даже - питейное
заведение. То есть, такое крепкое село. Дачной местности не получилось, конечно,
но после началась эпоха жизни фабричной, со своим особым укладом.
Река на востоке нашего города, река, скрытая в коллектор после Великой Отечественной
войны, Нищенка - третий по длине приток Москва-реки в пределах МКАД. И называлась
когда-то Гравороновка. Она начинается в Измайлове, а заканчивается ниже Перервинской
плотины.
На одном берегу ее в районе Грайвороновской улицы находятся жилые кварталы,
на другом - комплекс цехов знаменитого МЖК - Московского жирового комбината.
Завод открыли в 1935 году как Московский гидрогенизационный завод. И здесь
чего только не производили: маргарин, майонез, даже баллоны с водородом. То
есть район поучаствовал в важном для страны деле, деле снабжения государства
ресурсами. В 1930-е годы МЖК в основном выпускал саломас - твердый жир, основу
маргарина. Первый советский майонез - его разработали на кафедре в МИНХ (сейчас
это РЭУ имени Г.В. Плеханова) - произвели, как известно, на заводе в Шелепихе,
но вот сырье - как раз на МЖК. И в 1970-е годы весь советский майонез, всё его
столичное производство было сосредоточено на МЖК. А недавно я узнал, что в годы
Великой Отечественной войны газ для аэростатов и дирижаблей воздушной обороны
вырабатывали на МЖК. Так наша местность «вложилась» в оборону столицы.
Ещё, если разглядывать старые карты нашего города, можно понять, что, например,
в 1940-м году доехать до поселка Текстильщики можно было на «12» и на «8» трамваях.
У двенадцатого разворотный круг был на пересечении 1-го Грайвороновского проезда
и Грайвороновской улицы. Шел он вдоль Остаповского шоссе, на котором, как всем
известно, в 1930 году, в ноябре начал свою работу «Государственный автосборочный
завод имени Коммунистического Интернационала Молодежи». Собирали здесь американские
машины, в которых очень тогда нуждался СССР - это были Ford А и Ford АА. Модель
А - это седан 1927 года, а АА - грузовик, грузоподъемностью 1,5 тонны, откуда
и взялось название «полуторка». Именно с момента его появления Текстильщики
стали разделяться на «светлую» и «темную» стороны. Из-за близости Московской
окружной железной дороги и предприятий всесоюзного масштаба, таких как МЖК,
КИМ-АЗЛК, Карачаровский механический завод, промзона всё больше наступала на
бывшие дачи, маленькие фабрики и деревни. Вокруг пруда Садки появились новые
дома, квартиры в которых стали получать рабочие будущего завода «Москвич». Потом,
в 1960-1970-е это пространство превратилось в едва ли не элитные кварталы -
спортивные комплексы, дом культуры завода, места культурного отдыха и досуга...
На противоположной Садкам и Чесменскому стороне Волгоградского проспекта было
всё поплоше, да построже.
Поблизости от Грайвороновской в послевоенное время возник новый, уникальный
квартал - так называемые «дома СДС». Иногда можно увидеть ошибочную расшифровку
этой аббревиатуры «Совхоз декоративного садоводства». В этих зданиях так же
прослеживается очень четкая связь с Москвой, с ее центром и историей. Полное
название района - Жилой поселок Управления строительства Дворца Советов. Проект
застройки начали создавать ещё до войны архитекторы К.Г. Чернов, В.В. Ильяшев,
Н.А. Каурков. Самый старший из них - Василий Викторович Ильяшев (1873-1943)
в начале XX века был одним из архитекторов Страхового общества «Россия». В 1910-х
годах он проектировал доходные дома этого общества в СПб на Большой Морской,
35 и в Москве на Тверской улице, 7 (теперь на его месте Центральный телеграф).
Эти красивые дома 1952-1958 годов постройки. Стоят они на Саратовской улице
и на номерных Саратовских проездах. В момент прокладки этих улиц они носили
название Люблинские - по городу Люблино, тогда не бывшего частью Москвы, а вот
в 1960-е их переименовали. Причем переименование интересное: рядом находится
еще одно предприятие, очень знаковое и значимое для Москвы - Карачаровская газгольдерная
станция. Она стоит на Газгольдерной улице. До войны столица снабжалась газом,
получаемым из каменного угля, с Московского газового завода. В годы войны из-за
недоступности Донбасса, потребности Москвы в газе покрывались за счет дров,
торфа и топочного мазута. Многие москвички были заняты на заготовке дров для
столицы. Всё это доставлялось к домам москвичей при помощи грузовых трамваев - топливо и горюче-смазочные материалы нужны
были стране для ведения войны. И керосин, и мазут, и бензин, и солярка были
очень дороги. И вот, в 1943 году, по ленд-лизу в страну пришли бесшовные трубы
и оборудование, позволившее проложить почти 850 километров первого в СССР и
второго в мире магистрального газопровода из Саратовской области к Москве. В
1946 году газ пошел - строительство велось 225 дней.
В сети Интернет есть отличный документальный фильм 1947 года, посвященный газопроводу,
где текст читает Ю. Левитан. Помню оттуда хорошую фразу: «Саратовский газ значительно
улучшает жизнь москвичей. Работницы завода "Серп и Молот" Екатерина
Петровна Новикова и Наталья Семёновна Семечкина с радостью расстаются с примусами
и керосинками». Уверены, так оно и было. Газопровод идет через Саратовскую, Пензенскую,
Тамбовскую, Рязанскую и Московскую области. Заканчивается в поселке Развилка,
который так называется, потому что в нем поступающий газ делится на две нитки,
одна из которых приходит сюда, в рабочую слободку к Карачаровскому механическому
заводу.
Но вернемся к домам СДС. Историю с колоссальным зданием на Волхонке знают,
пожалуй, все. Да, планировалось построить здание-постамент для огромной скульптуры
В.И. Ленина на месте Храма Христа Спасителя. Наверное, библиотека, разместившаяся
бы в черепе Ульянова-Ленина работала бы успешно, из глаз его били бы прожектора,
а длань указывала бы на восток (или в светлое будущее). В солнечную погоду его
бы было видно за 30-35 километров. Критики, конечно говорили, что в пасмурный
день видны были бы, дай Бог, его ботинки... Но, как известно, балки из знаменитой
стали марки «ДС» пошли на строительство противотанковых ежей, стилобат высотки
в Зарядье, путепровод на Волоколамском шоссе и даже на пролеты Керченского моста.
Инженеры и ученые переключились на строительство восьми высотных зданий - знаменитых
«московских высоток». Известно, что МИД и ГЗ МГУ строили специалисты Управления
строительства Дворца Советов. Однако история самого здания-колосса умерла не
сразу - в 1956 году начался новый конкурс, на второе здание Дворца Советов.
Итоги подвели в 1958-м, в мае. И потом организовали на *
месте первой стройплощадки знаменитый бассейн «Москва», а с идеей строительства
покончили только в 1963-м, когда расформировали Управление по проектированию
Дворца Советов и Управление по строительству Дворца Советов.
От строительства отказались, от излишеств - тоже. Сотрудники Управления, получив
квартиры в ведомственных домах, так и продолжили жить в них...
|