Москва в двадцатые годы
> Дом культуры Русакова
Дом культуры имени Русакова
Один из наиболее знаменитых - клуб коммунальников, ныне Дом культуры им. И.В.
Русакова на Стромынской площади, построенный по проекту К.С. Мельникова. Уже
в 1929 когда со здания сняли леса, оно сразу привлекло внимание современников.
Да и было чему удивляться - столь разительно это сооружение отличалось от всего
построенного ранее. Объем клуба, с дерзко выступающими вперед "лопастями",
напоминал какой-то сложный механизм, словно отдавая дань восхищения бурно развивающейся
техникой. Впрочем, сам Мельников отвергал эти аналогии. Современники же словно
соревновались в поисках слов, подчеркивающих необычность и новизну здания. Вот
несколько выдержек из книг и статей, появившихся на рубеже 20-х-30-х годов.
"Архитектура современного клуба должна обладать механизированными формами.
Экспрессия этих художественных форм отличает архитектуру клуба от архитектуры
зданий иного назначения. Она в нашу эпоху столь же органически характерна для
общественного быта индустриального рабочего, сколь готическая архитектура средневекового
собора была выражением религиозного устремления людей своей эпохи или православная
церковь - архитектурным символом религиозного невежества дореволюционной Руси"
.
"Мельникову удалось резко оторваться от трафаретного приема планировки
клубного здания, обычно состоящего из двух обособленных частей", работа
Мельникова "определенно изобретательского порядка", "автор
занят истолкованием пространства, как специфического предмета, стремясь сопоставить
его в различных возможностях его оптического и функционального бытия.
"В формах этого здания, в этих грандиозных выступах вверху, во взмахах
лестниц, расположенных по законам симметрии, вы ощущаете сильное, волевое, организованное
начало. ...Архитектурные формы клуба, столь отличные от окружающих зданий, не
выдуманы. Эти формы вытолкнула из здания его внутренняя жизнь - его почти полуторатысячная
аудитория. Потребности этой организованной человеческой массы, ее психологии,
ее удобства доминируют над зданием и диктуют даже архитектурные детали. Это
отражено не только в веерообразном плане здания, но и в оформлении фасадов.
Весь острый сектор здания, вплоть до треугольного смотрящего вбок козырька над
входом для артистов - все динамично. И широкая труба центрального отопления
в своей форме отражает нечто индустриальное, но не фабрику, не завод.
Тов. Мельников сшил сапог по ноге... Это архитектура именно наших дней'"
.
Его адрес - Стромынская площадь, дом 10.
|