Архитектура Москвы > Сталинский
проспект
Сталинский проспект
Усиление культа личности Сталина в 1944-1953 годах породило возникновение однотипных
ономакультурем, которые предлагалось использовать в столице. По мнению Т.Ю.
Прудниковой: «Основополагающим принципом градостроительной деятельности в этот
период была включенность в культурно-государственный процесс, единый по сути,
определяющим образом влияющий на формирование городского пространства».
В 1947 году торжественно отмечалось 800-летие со дня основания Москвы. Председателем
правительственного комитета по подготовке празднования был Г.М. Попов - первый
секретарь Московского горкома партии, председатель Исполкома Моссовета. В подготовленном
им проекте постановления Политбюро ЦК ВКП(б) «О переименовании главных улиц
и площадей Москвы» предлагалось магистраль Театральный проезд - Моховая улица
наименовать проспектом Сталина. Манежная площадь должна была получить другой
агороним - площадь Сталина. И.В. Сталин вычеркнул из проекта постановления названия,
связанные со своим именем.
9 декабря 1949 года вся страна готовилась встретить 70-летний юбилей вождя.
Накануне празднования, 8 декабря 1949 года, Г.М. Попов предпринял вторую попытку.
В откорректированной программе переименования осталась площадь Сталина взамен
Манежной. Длину проспекта Сталина предлагалось увеличить - от площади Дзержинского
до площади Дворца советов. Новый проспект Сталина полностью совпадал с трассой
Аллеи Ильича в проектах 1920-1930-х годов. Тем самым в урбанонимике
центрального ядра столицы должно было прекратиться действие программы увековечения
памяти В.И. Ленина. Г.М. Попов получил отказ: «...сохранился такой автограф
вождя: "Все это чепуха. Сталин"».
Образование политизированных ономакультурем происходило не только в столице.
В декабре 1950 года ленинградские Международный проспект и его продолжение -
Московское шоссе, были переименованы в проспект имени Сталина (после XX съезда
КПСС проспект имени Сталина превратился в Московский проспект).
После смерти И.В. Сталина в марте 1953 года начался очередной всплеск «верноподданнических»
предложений, возвеличивавших его память. Одним из них был проект пробивки новой
магистрали - от Сокольников через Кремлёвское полукольцо к Ленинско-Сталинским
горам - Сталинского проспекта. Подтверждался проект реконструкции центра Москвы
1940 года: в центре Сталинский проспект проходил по расчищенной от оставшихся
строений, в том числе от Манежа, трассе Аллеи
Ильича.
В 1953 году Сталинский проспект оказался нежизнеспособным проектом по многим
причинам, в том числе из-за того, что Генеральным планом реконструкции Москвы
1951 года такая магистраль не предусматривалась.
|