На главную страницу сайта
(495) 363 35 12

Deutsche VersionEnglish VersionБългарска версияWersja Polska

Friday, 15 November 2024
Туры в Москву
Туры в Москву
Туристские хиты
ТОП 10
Кремль
Монастыри
Музеи
Памятники
Парки
Площади
Театры
Улицы
Усадьбы
Церкви
Спорт
Туризм
Архитектура
Отели
Рестораны
Туры и экскурсии
Хостелы
Музеи
Палаты стрельцов
Ретро автомобилей
Культура
Выставки



Дворец культуры ЗИЛа

Москва в двадцатые годы > Дворец культуры ЗИЛа

Дворец культуры ЗИЛа

В 1929 г. рабочие нескольких крупных заводов, в Пролетарском районе задумали построить свой Дворец культуры — уже не клуб, а нечто значительно более грандиозное. Они создали комитет по строительству первого в Москве Дворца культуры, который возглавил рабочий завода "Динамо" А.Е. Журин — потом он стал начальником строительства Дворца. Комитет тут же и выбрал место для будущего сооружения — на землях бывшего Симонова монастыря, основанного еще в XIV в.

На проект Дворца был объявлен конкурс, но еще до того, как архитекторы взяли в руки карандаши, рабочие принялись расчищать площадку для будущего строительства. Кстати через два года такая же история повторится в связи со сносом храма Христа Спасителя и предполагаемой постройкой Дворца Советов. А пока рабочие заводов Пролетарского района с большим энтузиазмом проводят многотысячные субботники, во время которых одна за другой уходят в небытие древние постройки монастыря. Над рабочими, вооруженными тачками и лопатами, реет лозунг "Построим очаг культуры на месте очага мракобесия". Они, конечно, не подозревают о том, что в стенах именно этого монастыря четыре века назад жили и писали свои сочинения русские религиозные философы Вассиан Патрикеев и Максим Грек. Разумеется, им не приходит в голову и то, что через полстолетия их дети станут безмерно сожалеть об утраченном и надежно оберегать уцелевшие постройки монастыря — три башни, трапезную, братский корпус. И что сегодня, снимая Дворец культуры, фотографы будут стремиться направить свои объективы так, чтобы в поле зрения попал не только корпус Дворца, но и знаменитая угловая башня Симонова монастыря под названием "Дуло" с четырьмя боевыми ярусами, каменным шатром и двухъярусной смотровой вышкой.

Итак, в 1930 г. Всероссийский союз рабочих-металлистов объявил конкурс на проект Дворца культуры в Ленинской слободе г. Москвы, в котором "в порядке социалистического соревнования" призвал принять участие все наиболее авторитетные архитектурные общества, группировки и высшие учебные заведения, готовившие архитекторов.

Строительству Дворца придавалось очень большое значение — не столько даже архитектурное, сколько идеологическое. Достаточно сказать, что в печати его называли "культурным Днепростроем", соизмеряя тем самым его значимость в создании пролетарской культуры со значимостью Днепростроя — первенца пятилетки в развитии индустриализации страны.

Рабочие принимали активнейшее участие и в составлении задания на проектирование, и в обсуждении конкурсных проектов. Зал клуба завода "Динамо", где собирались рабочие, зачастую не мог вместить всех желающих — так велико было стремление рабочих внести свой вклад в создание своего первого Дворца культуры. Но их постигло разочарование — ни один из представленных на конкурс проектов их не удовлетворил. Тогда Комитет по строительству Дворца обратился к архитекторам братьям Весниным с просьбой выполнить проект.

Почему выбор пал именно на них? Думаю, не только потому, что они были в расцвете своей славы, но и потому, что один из братьев, Виктор Александрович, был руководителем авторского коллектива, проектировавшего Днепрогэс. Еще не законченное здание машинного зала этой теперь всемирно известной гидроэлектростанции уже воспринималось символом новой, социалистической эпохи.

Веснины приняли заказ и спроектировали не просто одно здание, а целый комплекс, состоявший из трех сооружений. В него входили театр на четыре тысячи мест, клубный и спортивный корпуса. Из всего замысла был осуществлен только четырехэтажный клубный корпус с просторным зрительным залом, библиотекой-читальней, помещениями для кружковой работы, кафе, рестораном и обсерваторией с вращающимся куполом.

В феврале-1931 г. состоялась торжественная церемония закладки Дворца. А через два с половиной года была, в основном, закончена первая очередь строительства. Газета "Известия” опубликовала заметку, в которой рассказывалось об истории создания Дворца: "Мысль о создании Дворца культуры в Ленинской слободе (ныне дворец культуры ЗИЛа) зародилась давно, еще в 1926 г., у динамовцев... Строительный комитет преодолел многочисленные трудности, из которых не последней было побороть сопротивление главнауки, никак не соглашавшейся на снос монастыря, между тем мы исследовали весь район, облазили все пустыри и не нашли другого подходящего места для постройки дворца... Осенью 1929 г. жители Ленинской слободы в последний раз слышали звон Симонова монастыря, а в 1930 г. монастырь был снесен (были оставлены, впрочем, некоторые строения в качестве исторических памятников). Рабочие Пролетарского района — да и не только Пролетарского, хорошо помнят, как взрывали фундамент монастыря. Крепко он был сколочен, туго поддавались стены. По 40 тысяч человек собирались тогда, в морозные январские дни, на субботники — помогать будущим строителям Дворца. В день ленинской годовщины у стен монастыря был собран огромнейший митинг". И дальше: "На днях рабочие Пролетарского района праздновали открытие своего театра на 1200 человек — первого здания строящегося гиганта... т. Ярославский закончил свою речь на открытии театра словами: "На месте поповского гнезда мы строим Дворец культуры, которым могут гордиться вся Ленинская слобода, вся Москва, весь наш Союз” .

Дворец сразу же начал активно функционировать. Только в октябре 1933 г., тотчас после открытия, в зрительном зале Дворца ЗИЛа Театр революции показал спектакль "Улица Радости", Большой театр сыграл "Севильского цирюльника", Камерный театр — "Укрощение мистера Робинзона", второй МХАТ — "Чудака".

Общепризнано, что Дворец культуры ЗИЛа — одно из лучших произведений советской архитектуры эпохи конструктивизма. Кстати сказать, даже в годы, когда само слово "конструктивизм" воспринималось как ругательное, Дворец неизменно назывался в числе достижений советского зодчества. И все же он не избежал участи многих построек того времени. В послевоенные годы лаконичная, строгая архитектура Дворца стала казаться бедной, едва ли не примитивной. И ее принялись "украшать" и "обогащать”, не спрашивая разрешения у авторов, хотя Веснины были еще живы. Прежде всего пострадал театральный зал — концентрические круги-софиты потолка (откуда и лился невидимый свет) были заменены тяжелой люстрой. На ограждении балкона появились светильники, на стенах — декоративный бордюр. Подобным образом обошлись с фойе, вестибюлем и другими помещениями. К сожалению, и при дальнейших переделках, уже в 70-е годы, интерьерам Дворца не был возвращен их первоначальный вид.

 
Чат с менеджером
Туры в Москву Поиск дешевых авиабилетов Отели и хостелы Москвы
Туры в Москву Авиабилеты Подбор отеля

Скидки предоставляются:

  • Пенсионерам и ветеранам
  • Турагентствам
  • Именинникам в День Рождения и следующий день
  • Постоянным клиентам
Позвонить в офис (495) 363 3512 Telegram