В 1967 году почти тогда же, когда в Москве проходил
VI Международный фестиваль молодёжи и студентов по Постановлению ЦК КПСС Распоряжением
Совета министров был создан Союз художников СССР (к этому времени уже существовали
республиканские областные и прочие местные Союзы художников). Это было продуманное
решение на волне оттепели в стране ощущалась острая потребность перемен в культурной
жизни.
От искусства ждали конструирования и отображения идеала «новой современности»
- героической, но с «человеческим лицом», не лишённой лиризма и духовных поисков.
Однако со сталинских времён под грифом «социалистического реализма» в изобразительном
искусстве господствовала парадная нарративность. В декоративных художествах
камерные формы, сомасштабные человеку и обращённые к жизненной повседневности,
либо отсутствовали, либо были подавлены помпезными и избыточно пышными декорациями
общественных сооружении. Их формировали под строгим идеологическим контролем,
и с годами они стали восприниматься многими почти исключительно как официоз.
Хранителем и влиятельным проводником уходящих в прошлом традиции была послевоенные
годы Академия художеств, задававшая тон в изобразительном искусстве. Создание
Союза художников СССР в дополнение, если не в противовес Академии, было знаком
официальной корректировки культурной политики.
Постановление ЦК КПСС предписывало повысить в художественной жизни страны роль
творческих союзов, безусловно ангажированных, но гораздо более открытых и массовых,
по сравнению с Академией, организаций. Создание Союза художников СССР было попыткой
опереться на новые силы, влить новую кровь в советское искусство.
В 1957 год принёс все одно знаменательно событие - после реставрации в Москве
открылся Манеж. В сталинские годы в нем находился кремлёвский гараж. Теперь
Манеж стал Центральным выставочным залом страны это был политический жест. Общесоюзные
или республиканские выставки устраивали в Советской России на разных площадках
с 1920 годов. Но с конца 1950 практика достигла особого размаха
Главную роль организации крупных советских
художественных выставок должен был играть в вновь образованный Союз Художников
СССР, вместе с союзным Министерством культуры генералы от искусства сформировали
выставочный комитет куда также входили высокопоставленные представители государства
или общественных институций по теме выставки: например, министерства обороны,
или выставка была посвящена юбилею Советской армии, или Комитета по спорту,
если её темой были спортивные достижения страны.