В 1967 году почти тогда же, когда в Москве проходил VI Международный фестиваль
молодёжи и студентов по Постановлению ЦК КПСС Распоряжением Совета министров
был создан Союз
художников СССР.
В 1957 год принёс все одно знаменательно событие - после реставрации в Москве
открылся Манеж. В сталинские годы в нем находился кремлёвский гараж. Теперь
Манеж стал Центральным выставочным залом страны это был политический жест. Общесоюзные
или республиканские выставки устраивали в Советской России на разных площадках
с 1920 годов. Но с конца 1950 практика достигла особого размаха
Главную роль организации крупных советских художественных выставок должен был
играть в вновь образованный Союз Художников СССР, вместе с союзным Министерством
культуры генералы от искусства сформировали выставочный комитет куда также входили
высокопоставленные представители государства или общественных институций по
теме выставки: например, министерства обороны, или выставка была посвящена юбилею
Советской армии, или Комитета по спорту, если её темой были спортивные достижения
страны.
На страже Родины, 1970-е годы
Мир, 1960-е годы
Всеобъемлющий тематический подход был самым удобным для организаторов советских
вставок. Каждая из тем соответствовала важным аспектам простой, понятной и идеологически
выверенной картины мира, заданной советскому человеку.
Бюджет больших выставок формировался «вскладчину». Деньги давали Министерство
культуры, СХ СССР, заинтересованные министерства и ведомства. Получались очень
значительные суммы. Только малая часть из них шла на оформление выставки и издание
скромного каталога. Основные средства тратились на авторские гонорары - это
был знаменитый госзаказ, на «игле» которого прочно сидели советские художники.
Все начиналось с заявки на участие в выставке. Каждый член любого творческого
союза мог подать в свою секцию такую заявку с описанием проекта. После обсуждения
«на местах» со всей страны в Москву съезжались представители правлений Союзов
художников, чтобы представить в Оргкомитет выставки пакеты заявок.
Как правило, все они принимались, будущим участникам выплачивался аванс. Твёрдые
расценки учитывали идеологическую важность темы, поднятой художником. Пейзаж
стоил дешевле большой картины, посвящённой строителям коммунизма. Был и иной
способ попасть на престижную «манежную» выставку. Художник имел право самостоятельно
подать «встречную» заявку прямо в Оргкомитет, минуя свою организацию на местах.
Такие заявки рассматривали особенно придирчиво, однако реальные шансы быть
принятым оставались. Именно так поступала известная ленинградская художница
фарфорист Инна Олевская.
Перед выставкой готовые произведения просматривали, отсеивая неудачные. Но
гонорары выплачивали всем авторам. Но были и свои правила размещений работ.
В первый зал всегда попадали самые идейно выдержанные, откровенно пропагандистские
произведения.
Мир, 1960-е годы
Окончательная приёмка любой советской выставки проходила на закрытом просмотре
перед вернисажем обязательно в присутствие художников, высокого партийного и
культурного руководства. Посла закрытия экспозиции лучшие произведения распределились
между РОСИЗОЮ Союзом художников СССР и государственными художественными фондами.
Подготовка большой выставки в Манеже или например в центральном доме художника
шла в течение ряда лет, план верстался на пятилетку вперед. Отточенный советской
бюрократией механизм выставочного конвейера работал вплоть до 1991 года.
Советского зрителя поражал стиль произведений, говоривших языком минимализма
- простой, часто геометрический декор строгие формы, локальные цвета. Со временем
став более упрощённым и растиражированным, он стал казаться скучим и сухим.
Но в 1961 году это был эстетический манифест, призывающий к радикальному обновлению
среды обитаний.
Переворот в предметном творчестве стал частые общего процесса обновления советского
искусства тех лет. После двух десятилетий господства жёсткого канона тех лет
в границах социалистического реализма были дозволены поиски новых смыслов, иных
средств выразительности. У декоративно-прикладного искусства появился шанс на
самостоятельное развитие.
Значение материала, формы предмета, условность изобразительного языка подталкивали
зависимость от производственной технологической базы, бесправие художника на
производстве. Отчасти преодолеть эти барьеры помогала политика поддержки лояльно
интеллигенции, с разной степенью интенсивности проводившаяся государством с
средины 50 до начала 60-х годов.
Все выставки в советское время формировали под строгим идеологическим контролем,
и с годами они стали восприниматься многими почти исключительно как официоз.
Однако свидетели и участники «выставочного процесса» тех лет вспоминают, что
у его истоков лежала идея поиска и собирания наиболее талантливых работ, которые
должны были достойно представлять наше искусство дома и зарубежом , а затем
занять свое место в музеях и общественных пространствах. Большие выставки советского,
в том числе декоративного, искусства становились настоящими событиями. У дверей
выставочных залов выстраивались длинные очереди.
У наиболее талантливых мастеров декоративного искусства эти темы редко находили
прямолинейно-плакатное отражение. Художники предпочитали язык метафор и символов,
обобщенные метафорические образы, отсылающий кобщечеловеческим ценностям и высоким
чувствам.
Отобрав лучшее из лучшего, мы предлагаем современному зрителю оценить, насколько
декоративное искусство 1960-х- 1980-хгг. прошло беспристрастную проверку временем.