Пригорода Санкт-Петербурга
> Дворцы
> Большой Гатчинский дворец
Большой Гатчинский дворец
Почти всё царствование императора Николая I не было лёгким. Восстание декабристов,
польское восстание 1830-1831 годов, войны с Персией и Турцией, эпидемия холеры
и связанные с ней бунты, наконец, Крымская война, начавшаяся в 1853 году, сделали
это царствование очень непростым периодом в истории России. Однако именно в
это время была заложена основа для отмены крепостного права, развивалась промышленность,
строились дороги. Тогда же окончательно сформировался ансамбль загородных резиденций
вокруг Петербурга, включая и Гатчину.
Во время Крымской войны Николай I часто выезжал из Гатчинского дворца в Петербург,
принимал курьеров и докладчиков. Неудачи этой войны Николай Павлович переживал
очень тяжело. Усугублялось это тем, что он сам решил отправить младших сыновей
- Николая и Михаила - на фронт, чтобы воодушевить войска присутствием представителей
императорской фамилии. Императрица болела и почти постоянно оставалась в постели.
Чтобы не беспокоить её, супруг снимал обувь и бесшумно ходил за ширмами. Даже
тезименинство императора 6 декабря прошло совсем скромно, без каких-либо торжеств.
Однако имение благодаря ему Гатчинский дворец стал комфортным местом пребывания
для детей и внуков.
Когда дворец в 1881 году стал резиденцией Александра III, то царская семья
стала проводить здесь почти полгода.
В годы Великой Отечественной войны все залы Большого Гатчинского дворца серьёзно
пострадали, однако благодаря большому количеству сохранившихся изображений их
все, кроме одного, удалось отреставрировать. А вот Чесменский зал оставили таким
же, какой он остался после немцев, разоривших дворец.
В 2010-х годах начались работы по восстановлению Арсенального каре Большого
Гатчинского дворца. Они велись на основании историко-архивных материалов: исторических
планов и чертежей середины и второй половины XIX века, расходных описей стоимости
применённых при строительстве и отделке материалов того времени, описей предметов
начиная с 1858 по 1938 год, а также сохранившихся исторических фотографий и
современных обмеров помещений.
Фонды Гатчинского дворца располагают широким спектром изобразительных и других
материалов, помогающих в проведении реставрации: это виды интерьеров, акварели,
выполненные в 1860-1880 годах, по поручению императора Александра II художником
Эдуардом Петровичем Гау, довоенные фотографии, автором которых был фотограф
Михаил Антонович Величко, описи 1938-1940 годов, фрагменты декоративного убранства
интерьеров, а также сохранившиеся элементы архитектурно-художественных деталей
оформления внутренних фасадов Арсенального каре.
Арсенальный зал - обычно первый зал, который увидят индивидуальные туристы
Гатчинского дворца, которые входят во дворец через главный вход в правом крыле.
Арсенальный зал расположен сразу за входом, справа от лестницы на второй этаж.
В середине XIX века, император Николай I поручил архитектору Роману Ивановичу
Кузьмину перестройку боковых каре дворца с целью создания в них апартаментов
предназначавшихся для императорской семьи , а также различных служебных помещений.
Реконструкция получилась достаточно масштабной - старые стены были разобраны
почти полностью, оба каре были повышены, высота боковых корпусов была уравнена
с высотой полуциркульных крыльев. Пропорции здания стали более монументальными.
Продолжением дворцовых покоев Гатчинского дворца на свежем воздухе является
Собственный сад. Он был создан в 1790-е годы по желанию великого князя Павла
Петровича. Сад спланирован в регулярном стиле, то есть имеет чёткую симметричную
планировку. В центре - круглая площадка с пышно цветущей клумбой, на которой
установлена мраморная статуя богини садов Флоры работы итальянского скульптора
XVIII века Фабио Медико.
|