Дворцы
пригородов Санкт-Петербурга > Гатчинский дворец
> Арсенальный зал
Арсенальный зал
Арсенальный зал - обычно первый зал, который увидят индивидуальные туристы
Гатчинского дворца, которые входят во дворец через главный вход в правом крыле.
Арсенальный зал расположен сразу за входом, справа от лестницы на второй этаж.
В середине XIX века, император Николай I поручил архитектору Роману Ивановичу
Кузьмину перестройку боковых каре дворца с целью создания в них апартаментов
предназначавшихся для императорской семьи , а также различных служебных помещений.
Реконструкция получилась достаточно масштабной - старые стены были разобраны
почти полностью, оба каре были повышены, высота боковых корпусов была уравнена
с высотой полуциркульных крыльев. Пропорции здания стали более монументальными.
Во вновь отстроенном арсенальном крыле насчитывалось более двухсот помещений:
здесь проживали со своими семьями императоры Николай I, Александр II, Александр
III; имелись комнаты для многочисленных родственников, приближенных и прислуги.
Арсенальный зал посвящён, в основном, охоте. Здесь хранятся чучела животных,
добытых представителями царской семьи, а также многочисленные картины сцен охоты,
среди которых попадаются довольно интересные сюжеты - например, на одной из
картин браконьер, пойманный на месте преступления, протягивает егерю крупную
купюру и просит отпустить его.
Отделка арсенального зала всегда была простой, но выразительной. При вдовствующей императрице
Марии Фёдоровне стены были двухцветными и очень скромно украшены росписями.
Во время перестройки дворца в середине XIX века архитектор Роман Иванович Кузьмин
сделал арки более высокими и украсил своды лепными растительными узорами.
При Марии Фёдоровне, Николае I и Александре II на время пребывания в Гатчине
Арсенальный зал становился центром дворцовой жизни. Приготовления к поездке
начинались задолго, так как здесь даже днём носили не повседневные, а нарядные
платья. По воспоминаниям одной из фрейлин, "образ жизни здесь совершенно особый,
не похожий на жизнь в деревне". Праздничная атмосфера и в то же время отсутствие
многих обычных условностей способствовали тому, что эти поездки в императорской
семье очень любили.
Когда дворец в 1881 году стал резиденцией Александра III, то царская семья
стала проводить здесь почти полгода. Именно тогда по желанию государя на столбах
и стенах арсенального зала было развешено множество акварелей М.А. Зичи — талантливого
художника, который повсюду сопровождал императора и зарисовывал сценки из придворной
жизни. По-прежнему в зале было весело и шумно, парадные обеды сменялись детскими
играми, а уютные вечера за чтением и картами — торжественными аудиенциями.
В годы Великой Отечественной войны зал серьёзно пострадал, однако благодаря
Большому количеству сохранившихся изображений его удалось отреставрировать.
По утрам гости и хозяева занимались своими делами, к полудню собирались на
совместную трапезу, после которой они не расставались: отправлялись гулять пешком
или в экипажах, а вечером Ice опять приходил и в Арсенальный зал. На небольшой
домашней сцене ставили водевили и разыгрывали шарады, потом обедали.
Молодёжь в арсенальном зале танцевала, веселилась, играла в жмурки, каталась
с горы "по двадцать человек за раз", а гости постарше играли в карты, шахматы
и лото, беседовали, слушали музыку.
|