На набережной
Плёса у подножия Соборной
горы почти на стрелке Шохонки и Волги, в бывшем доме купца Андрея Ивановича Солодовникова
25 августа 1972 года был открыт Дом-музей И.И.Левитана. Здание музея построено в первой половине XIX века в стиле позднего классицизма. В нем разместились картины
и этюды, подаренные музею, а также приобретенные у частных коллекционеров и
собранные стараниями заслуженного работника культуры РФ Аллы Павловны Вавиловой,
в течение 35 лет возглавлявшей музей. Экспозиция музея состоит из трех разделов.
Первый зал посвягцен периоду пребывания И.И.Левитана в Плёсе. Во втором зале
экспонируются картины Левитана, Степанова и Кувшинниковой. В мезонине - комнаты,
где жили художники. Обстановка в них воссоздана с помощью бывшей хозяйки дома,
внучки купца Солодовникова. В интерьере конца XIX века - личные вещи Левитана:
мольберт, этюдник, ягдташ, подаренные музею родственниками художника. Можно
смело назвать Дом-музей И.И. Левитана одним из самых посещаемых музеев на Волге.
В прошедшие годы в этом скромном доме с мезоцином побывали миллионы туристов.
В конце XIX века дом принадлежал Андрею Ивановичу Солодовникову — купцу-благотворителю,
пожертвовавшему средства на строительство каменной Петропавловской церкви в
Плёсе.
На первом этаже располагалась бакалейная лавка хозяина дома, на втором жила
его семья, а комнаты в мезонине сдавались дачникам. В этом доме в 1888-89 гг.
жили и работали И.И. Левитан, А.С. Степанов и СП. Кувшинникова. Двор дома запёчатлён
в работе ИИ. Левитана «Ветхий дворик». В 1972 году в этом здании был открыт
Дом-музей ИИ. Левитана. Памятник И.И. Левитану работы Н.В. Дыдыкина, уроженца
посёлка Палех Ивановской
области, был установлен в 1974 году.
С. П. Кувшинникова
1892 г. - Двусмысленность связи близкого друга и неполюбившейся А.П. Чехову
Кувшинниковой стала сюжетом для опубликованного в журнале «Север» рассказа «Попрыгунья».
Выведенные Чеховым персонажи с характерными мелочами в их поведении не оставляли
сомнений в узнаваемости прототипов главных героев.
Этот год оказался очень тяжелым для Левитана. Началось выселение евреев в черту
оседлости. Супруги Кувшинниковы были среди первых друзей, поддержавших художника.
1895, 1897 - Поездки в Плёс без Левитана. Участие Кувшинниковой в первых археологических
раскопках в окрестностях Плеса, организованных Ф.Д. Нефедовым. Встречи с плесскими
друзьями — купцами Смирновыми и Фомичевыми. Иван Федорович Фомичев и его
жена Надежда часто приглашали Софью Петровну в свою усадьбу Ильинка на левом
берегу Волги и в одесский дом на улице Никольской, по соседству с домом Солодовникова
Вечерами из окон дома по всему Заречью разливалась музыка. Софьи Петровна играла
Грига, Бетховена, Чайковского, и опять Грига. Прекрасная пианистка, талантливая
художница, в своих воспоминаниях о Левитане С.П. Кувшинникова оказалась интересным
литератором. Современники отзывались о ней как о незаурядной личности.
А.С. Степанов
1879 - Окончил Межевой институт со званием землемера.
1880 - Поступил вольнослушателем в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества
на Мясницкой в класс Иллариона Михайловича Прянишникова.
1884 - Получив за картину « Отец и сын, или военная беседа» большую серебряную
медаль, окончил Училище в звании классного художника.
1908 - За картину «Утренний привет» присвоено звание академика Императорской
Академии художеств.
1923 - Последней значительной работой А.С. Степанова была картина «Качели»,
законченная уже в год смерти мастера и показанная вместе с другими одиннадцатью
другими его работами в Нью-Йорке на Всемирной выставке.
5 октября 1923 года у Алексея Степановича собрались художники. Пришли Нестеров,
Виноградов, А. Васнецов, Архипов, Жуковский и другие.