Пермь
> Мариинский театр
Мариинский театр в Перми
В августе 1941 года, перед началом нацистской блокады, часть труппы Мариинского
театра (тогда известного как Кировский театр) была эвакуирована в Пермь.
Остальные, однако, остались в Ленинграде и продолжали выступать.
19 сентября 1941 года 250-килограммовая фугасная бомба попала в здание Государственного
академического театра оперы и балета имени Кирова (так в советское время назывался
Мариинский театр). Это разрушило зрительный зал театра, но раны, которые оно
оставило в сердцах ленинградцев, были ещё более болезненными, и не только среди
тех, кто там работал. Тогда, как и сейчас, Мариинский театр был (и остаётся)
символом города, его культуры имперской эпохи и новейших советских достижений.
Однако большинство работников театра не сразу узнали о том, что произошло.
В середине августа их отправили двумя железнодорожными эшелонами вглубь страны,
на Урал. Сборы были сделаны в спешке; мало кто понимал, что они уезжают на долгие
годы - многие верили, что доблестная Красная Армия быстро изгонит немецко-фашистских
захватчиков.
После девяти дней пути железнодорожные эшелоны остановились в городе Молотов
- так тогда называлась Пермь. Там никто не ждал театральных беженцев; город
уже был до краёв заполнен эвакуированными людьми. "Даже не успев разместиться,
мы все бросились в театр. Это нас разочаровало: сцена была почти вчетверо меньше
нашей в Ленинграде", - вспоминала Татьяна Вечеслова, главная танцовщица театра.
С самого начала было ясно, что им придётся делать новые декорации - те, что
привезли из Ленинграда, просто невозможно было разместить на новой сцене. Чтобы
поместиться в оркестре, первые ряды кресел партера пришлось убрать. Однако к
13 сентября артисты из Ленинграда открыли сезон в своём новом доме.
Та же Вечеслова свидетельствовала: "Первый спектакль на открытии театра - "Иван
Сусанин" (в котором я танцевала вальс) - прошёл тихо, без успеха. Ни невероятная
игра оркестра под управлением А. Пазовского, ни прекрасные молодые голоса Н.
Кашеваровой, Г. Нелеппа и И. Яшугина не смогли растопить лёд в зале.
По мере того как эвакуация продолжалась, город давал приют все большему числу
людей, но, казалось, мало кто интересовался театром. "Ситуация не изменилась
и после следующего спектакля - "Лебединого озера".
В то время Пермь ещё не открыла для себя искусство оперы и балета. Труппа
его собственного местного оперного театра была сформирована незадолго до войны.
С приходом Ленинградского театра местный театр был вынужден в течение нескольких
лет ездить на гастроли по небольшим городам и весям области, выступая в клубах,
сараях, а иногда даже просто на грузовиках, поставленных вплотную друг к другу
и совершенно непригодных для выступлений.
Ленинградцам тоже было нелегко. Как вспоминал дирижёр Юрий Гамалей, танцорам
приходилось "делать не столько прыжки в длину, сколько в высоту", приспосабливаясь
к размерам сцены. Чтобы физически выжить, ведущий бас труппы Иван Яшугин работал
грузчиком за дополнительную плату. Однако постепенно, с помощью ленинградцев,
пермяки открыли для себя оперу и балет. Всего через несколько месяцев театральный
зал начал заполняться до краёв.
За время пребывания в эвакуации Кировскому театру удалось вернуть на сцену
около 20 спектаклей, а также выпустить несколько премьер, среди которых был
балет Арама Хачатуряна "Гаянэ", который он закончил в Перми. Хачатурян,
как и основная группа работников труппы, поселился в "семиэтажном здании",
гостинице, построенной в конструктивистском стиле прямо рядом с театром.
За эти годы он стал настоящим интеллектуальным центром: в этом отеле останавливались
Дмитрий Шостакович, Сергей Прокофьев, Иван Соллертинский, Агриппина Ваганова,
Галина Уланова и многие другие. Через некоторое время там же появилась измученная,
изголодавшаяся женщина, в которой люди с трудом узнавали красавицу с портретов
Зинаиды Серебряковой - Екатерину Хайденрайх, одну из блестящих солисток балета
Российской империи. Она оказалась в Гулаге в первые месяцы войны после того,
как кто-то осудил её за то, что она выразила сомнения в том, что СССР удастся
удержать Ленинград.
Каким-то образом ей удалось освободиться из лагеря, и она начала давать уроки
балета местным детям. Позже, когда осада была прорвана, ей не разрешили вернуться
домой вместе с остальными. Она осталась в Перми и стала основательницей и первым
директором Пермского государственного хореографического колледжа.
|