В конце XVIII века на окраине Воскресенской улицы был построен двухэтажный каменный дом для казанского вице-губернатора, князя Дмитрия Васильевича Тенишева.
В январе 1805 г. во владение первой Императорской гимназии поступил пустырь, тянувшийся от гимназического двора до Малой Проломной (ныне ул. Профсоюзная). В дальнейшем университет, расположившийся первоначально в здании гимназии, приобрел в собственность три близстоящие дома: губернаторский (бывший дом Тенишева), дом коменданта Кастелли и дом вдовы Спижарной.
В 1825 г. по завершении строительства по проекту архитектора Петра Григорьевича Пятницкого университетского корпуса, соединившего здание гимназии с «тенишевским» домом, это помещение было перестроено в церковь. Инициатором создания храма в университете был попечитель Казанского учебного округа Михаил Леонтьевич Магницкий.
Магницкий сам выбрал место для будущей церкви. Помещение ей было отведено на втором этаже, над главным входом в здание университета, между актовым залом и зоологическим музеем. На фронтоне здания был укреплен большой крест, указывающий на то, что в здании находится православная церковь. Создатель ее, архитектор П.Г. Пятницкий, взял за образец домовую церковь Александра Николаевича Голицына. Голицынскую церковь оформлял знаменитый архитектор А.Н. Воронихин, строитель Казанского собора в Санкт-Петербурге.
П.Г.Пятницкий специально ездил в 1821 г. в северную столицу изучать голицынскую церковь и в июне 1822 г. составил проект университетского храма.
Строительные и отделочные работы продолжались несколько лет, церковь была освящена лишь 15 сентября 1825 г. в честь Воздвижения Креста Господня, хотя все иконы были готовы уже в 1823 г. Этот день для престольного праздника был выбран не случайно: он приходился на начало учебного года. Церковь была устроена однопрестольной – во имя Животворящего Креста Господня.
Главные решения, заимствованные Пятницким в церкви Голицына – иконостас в виде четыр ехконечного креста и своеобразное освещение – в центре над иконостасом было сделано круглое хрустальное окно с изображением Всевидящего Ока. Иконы, как и в голицынской церкви, были написаны в западно-европейской манере и напоминали картины художников эпохи Возрождения на библейские и евангельские сюжеты, все они были без окладов.
Основную часть работ написал студент Академии художеств Василий Чухломин. Хоругви с иконами Казанской Божией Матери, св.Антония, св.Александра Невского и Воздвижения Честного Креста – работы кисти известного художника Василия Степановича Турина, а находящийся над жертвенником образ «Моление о чаше» – работа художника академика Льва Дмитриевича Крюкова. Несколько икон написал протоиерей Александр Иванович Нечаев. Иконостас в виде креста изготовили в Санкт-Петербурге, работу выполнил придворный мастер Гамс.
В последующие десятилетия больших изменений в оформлении церкви не произошло. В 1842 г. на горнем месте была установлена копия с картины Рафаэля «несение Иисусом Христом Креста на Голгофу», пожертвованная попечителем учебного округа Михаилом Николаевичем Мусиным-Пушкиным и написанная его сыном Николаем. Церковь всегда производила большое впечатление на посетителей, в основном благодаря хорошему оформлению и тонкому вкусу ее архитектора. Однако производившиеся несколько раз замены пола, облицовки стен, замена лепнины росписью постепенно ухудшали общее впечатление. Своды церковного зала опирались на восемь колонн, Колокола висели на западной стороне церкви, наверху под фронтоном.
Университетской церкви был придан мистический и вместе с тем несколько домашний вид, что соответствовало тогдашним духовным настроениям российской аристократии. Таинственный полумрак храма, массивные колоннады, иконостас в форме воздвигнутого четырехконечного креста, озаряемого золотыми лучами, падающими сверху сквозь круглое окно в потолке с отлитым на нем изображением всевидящего ока – все здесь должно рождать духовные ощущения у молящегося.
«Свет, проникая в церковь чрез три окна, устроенные в алтаре и закрытые иконостасом, – вспоминал выпускник университета 1833 г. Н.И. Мамаев, – делал бы ее темной, если бы не большое, круглое, сквозное отверстие в своде потолка. В отверстие это вставлено стекло желтого цвета, значительной толщины, с изображением Всевидящего Ока. И в сумрачный день отверстие дает достаточно света; но в день ясный солнечные лучи, врываясь через стекло, проливают в церковь слабый, нежный, золотистый свет, исходящий, кажется, от иконостаса, устроенного крестообразно. Такое освещение, напоминающее собой священный полумрак церкви первых веков христианства, действительно представляет нечто таинственное, сильно действующее на восприимчивую душу».
Полученный в стенах университета религиозный опыт навсегда оставался в памяти ее выпускников. Крестовоздвиженская церковь была подлинным домашним храмом. В ней совершались все важные события в жизни университетской корпорации: открытие учебного года, венчание преподавателей, крещение их детей, отпевание усопших коллег, молебна по случаю университетских дат, благословения в дни христианских праздников.
Среди почивших деятелей просвещения, кого отпели в университетской церкви,
были ректор университета Лобачевский Николай Иванович († 12 февраля 1856), попечители
Казанского учебного округа Масленников Порфирий Николаевич († 3 мая 1890), Потапов
Николай Гаврилович († 13 ноября 1894), бывший ректор университета, профессор
Ворошилов Константин Васильевич († 3 декабря 1899), заслуженный ординарный профессор
университета Болдырев Матвей Фролович († 27 декабря 1903). Все они (кроме Н.И.
Лобачевского, похороненного на Арском
православном кладбище) с почестями были погребены в некрополе Спасо-Преображенского
монастыря.
В истории храма было немало торжественных моментов. Один из них связан с пребыванием в Казани Государя Императора Николая Павловича, который 20 августа 1836 г. посетил и университетскую домовую церковь. Ему чрезвычайно понравилось устройство церкви, «освещаемой сверху через стекло палевого цвета».
По Высочайше утвержденному штату от 5 ноября 1804 г. в церкви положено было иметь одного священника, с 1825 по 1844 г. – двоих, а с 13 октября 1844 г. – троих священнослужителей.1
О священниках университетской церкви мы расскажем тоже.
Первый профессор богословия в университете с 14 декабря 1819 г. архимандрит Феофан. Ввиду того, что он одновременно был настоятелем Спасо-Преображенского монастыря и ректором Казанской Духовной семинарии и не мог исполнять священнических обязанностей в университете, то в духовники был назначен протоиерей Нечаев, которому было поручено вместе с тем читать студентам библейско-церковную историю.
В 1820-1851 г. – протоиерей Александр Иванович Нечаев (1779 – 3 января 1851), сын священника с. Ямаши, Бугульминского уезда, Самарской губернии (ныне Альметьевского района), выпускник Казанской Духовной академии (1802). Служил диаконом в Богоявленской, Варваринской церквах, Владимирском соборе. 4 декабря 1817 возведен в сан протоиерея. Пользовался большим уважением за честность и трудолюбие, занимался иконописью. Был отстранен, так как его образование, полученное в «старой» Казанской академии, не считалось высшим.
Все университетские священники после протоиерея Нечаева были одновременно и профессорами по кафедре богословия.
В 1851-1871 г. – протоиерей Александр Поликарпович Владимирский (1821 – 29 апреля 1906). Сын священника Нижегородской губернии, после окончания Нижегородской Духовной семинарии поступил на первый курс только что открывшейся Казанской Духовной академии (1842) и закончил ее в 1846; доктор богословия. 1871-1895 – ректор КДА, его правление – это эпоха в жизни академии. 10 октября 1896 г. общественность Казани тепло отметила 50-летие его церковной службы.
Именно протоиерей Владимирский вместе с дьяконом Флегонтом Александровичем Рословым и дьячком Павлом Отряповым 2 февраля 1864 г. совершал таинство венчания в Крестовоздвиженской университетской церкви уездного предводителя Казанского и Царевококшайского дворянства, коллежского секретаря Николая Евгеньевича Боратынского (26 ноября 1835-1898) и Ольги Александровны Казем-Бек (20 ноября 1843-1918), дочери известного российского востоковеда XIX века Казем-Бек Александра Касимовича (Мирзы Мухаммед Али) (1802-1870).
В 1871-1887 г. – протоиерей Михаил Михайлович Зефиров (1826 – 4 марта 1889), выпускник КДА (1850), заслуженный профессор богословия. В 1854-1862 г. – священник Богоявленского собора. 1869-1871 – ректор Тамбовской Духовной семинарии.
В 1887-1896 г. – протоиерей Николай Константиович Миловидов (1844 – 4 июня 1896). Сын учителя Нижегородской Духовной семинарии, где и получил первоначальное образование. Выпускник КДА (1870), священник Пятницкой церкви, законоучитель 2-й Казанской гимназии, протоиерей Казанско-Богородицкого женского монастыря.
В 1896-1912 гг. – протоиерей Александр Васильевич Смирнов (16 ноября 1857-1933), выпускник КДА (1884), доктор богословия, известный общественный деятель. Первоначальное образование получил в Алатырском духовном училище и Симбирской Духовной семинарии. Законоучитель учительского, Родионовского институтов (1889-1891). Настоятель Петропавловского собора, профессор КДА (1892-1896).
Много писал в казанских газетах и журналах. Являлся автором около трех десятков научных работ, некоторые из них были отмечены памятными знаками и наградами. Был известен своими либеральными взглядами. В 1906-1907 г. был инициатором и руководителем журнала «Церковно-общественная жизнь».
Однако ни лестная характеристика, данная ректором, ни награды и заслуги не смогли переломить негативного отношения к А.В.Смирнову, сложившегося в Министерстве народного просвещения. В 1912 году он был уволен министром с должности профессора, а архиепископом Казанским и Свияжским Иаковом (Пятницким) – с должности настоятеля университетской Крестовоздвиженской церкви.
Вскоре после увольнения из университета он был избран депутатом IV Государственной Думы и переехал с семьей в столицу. В Думе он состоял членом ряда думских комиссий: исполнения государственной росписи доходов и расходов; народного образования, дел Пра-вославной Церкви. В первую сессию бывший профессор Казанского университета трижды выступал по различным вопросам, связанным с положением высшей школы. Во вторую сессию Александр Васильевич был менее активен и выступал во время обсуждения законопроекта о временном улучшении материального положения профессоров императорских университетов с защитой тех изменений, которые были внесены в министерский законопроект комиссией по народному образованию.
Одновременно с 1914 года А.В.Смирнов исполнял обязанности настоятеля церкви при офицерской кавалерийской школе в Петрограде, а с 1915 года – профессора по кафедре православного богословия Петроградского университета и настоятеля университетской церкви.
В начале 1917 года исполнился тридцатилетний срок его службы по ведомству министерства народного просвещения, и согласно закону он был уволен из числа штатных профессоров. Тем не менее до весны 1918 года он продолжал читать лекции студентам Петроградского университета.
После роспуска Думы А.В.Смирнов остался в столице и в составе Временного правительства был товарищем (заместителем) про-курора Синода. В конце мая того же года он выехал на летнее время в Самару и уже с 1 октября 1918 года окончательно вышел в отставку.
Последним настоятелем университетской церкви, перед ее закрытием осенью 1919 г., был священник Николай Петров.
С 1825 – по 7 сентября 1826 г. старостой университетского храма был Николай Иванович Лобачевский.. С 12 марта 1891 по 27 сентября 1894 ктитором церкви был потомственный почетный гражданин, купец Алексей Андреевич Унженин. Как отмечает А.Смирнов, «это был один из самых щедрых жертвователей в истории университетской церкви; за свою службу в этом звании он был награжден большой золотой медалью».
Отметим, что среди выпускников казанского университета были и деятели Церкви:
епископ Анастасий (Александров) (1861-1918) и архиепископ Рязанский Тихон
(Иван Иванович Обо-ленский (ум. 1904), выпуск-ник медицинского факультета
(1880)
Церковь была закрыта осенью 1919 г. в связи с отделением Церкви от государства. Ико-ны и утварь не сохранились.
После 1917 г. она использовалась под физкультурный зал. В 1941-1943 г. в ней оборудовали общежитие для эвакуированных сотрудников Академии наук СССР из Москвы и Ленинграда. Позднее в течение почти трех десятилетий здесь функционировал один из читальных залов Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского.
Сейчас в помещении бывшей церкви располагается музей истории Казанского университета.
Работа по созданию музея истории университета началась в сентябре 1978 г.,
когда одно из старейших учебных заведений страны готовилось торжественно отметить
свой 175-летний юбилей. 30 ноября 1979 г., в дни празднования этого события,
музей принял своих первых посетителей.