Как создаётся выставка
За созданием любой выставки стоят её соавторы научный сотрудник (эспозиционер)
и художник, а таже многочисленные их помощники.
Выставка отражает мировоззрение, стиль, степень изученности темы, личную эрудицию
ее создателей. Выставки на схожие темы, выполненные разными людьми, никогда
не будут похожи. Как же происходит работа над выставкой?
Первые шаги в работе над выставкой делает эспозиционер. Идея выставки рождается
в голове самого автора, либо ее предлагают коллеги. Она может быть или откликом
на происходящие события, или определена социальным заказом, или итогом исследования,
работы над коллекцией.
После определения темы выставки начинаются обсуждение с коллегами, работа в
архиве, фондах, библиотеке. В ходе накопления информации происходит поиск вариантов
содержательного воплощения. Затем к процессу подключается художник. В обсуждениях
рождается дизайн-проект, у выставки появляется объем, цвет, свет, звук и т.д.
Зачастую происходят творческие баталии, которые позволяют из нескольких вариантов
определить тот, который увидят посетители. От образа происходит переход к чертежам,
материалам, начинается подготовительная работа с техническими исполнителями.
Одновременно с этим эспозиционер пишет тексты, чтобы сделать замысел понятнее,
работает с музейными предметами, которые станут экспонатами: уточняет их историю,
отдаёт реставратору, готовит аннотации (этикетаж). Результат зависит от слаженной
работы соавторов. Ведь только при обмене идеями, знаниями, опытом появляется
выставка, которая может заинтересовать, взволновать, затронуть посетителей.
Самое главное в работе организаторов выставки и дизайнера - суметь донести
до посетителя идею автора выставки. Так чтобы это было интересно и понятно целевой
аудитории. Очень хорошо работу дизайнера выставочного пространства иллюстрирует
цитата известного архитектора: «Каждый раз стоит задача создать микрокосмос,
в который попадает человек. Эта атмосфера должна быть ненавязчивой, она не должна
мешать экспонатам. Но при этом человек должен переключиться с бытового восприятия
вещей на созерцание».
Если говорить о личных качествах музейного дизайнера, то это, прежде всего,
открытость восприятия, способность и желание понимать куратора и зрителя, художественное
мышление для интерпретации информации в визуальные образы. Также в нашем деле
важно уметь работать в команде. Больше всего нравится узнавать новое и делиться
с окружающими».
|