Достопримечательности
Казани >Старотатарская слобода
Старотатарская слободаОсобое место в исторической части города занимает старо-татарская слобода историко-культурная
заповедная территория Казани на берегу озера Кабан. Украшенная минаретами, Старо-Татарская Слобода сохранила облик деревянной
застройки и свой неповторимый восточный колорит (мечети Марджани, Сенная, Азимовская,
особняки Юсуповых, Апаковых, Апанаевых). В 1768 году Екатерина II во время
своего визита в Казань издала указ «О терпимости всех вероисповеданий...» и разрешила
татарам строить каменные мечети. Так появился «город в городе» - с мечетями
и медресе при них, базаром, доходными домами и гостиницами, типографией, жилыми
и промышленными зонами. На протяжении XVII - XVIII вв. слобода является центром
татарского искусства и центром развития татарских художественных ремёсел с мастерскими
знаменитых казанских ювелиров, медночеканщиков, производивших изделия на заказ
и на продажу не только в Россию, но и Европу, и в Ближний Восток. Общий архитектурный
облик слободы создаётся зданиями конца XVIII-начала XX вв.
Раньше слободами называли городские пригороды, где проживали преимущественно
крестьяне, не обременённые крепостным ярмом. На территории современной Казани
сохранилось несколько слобод, одна из которых - Старо-Татарская — расположена
в историческом центре столицы и занимает практически всю южную его оконечность.
Появление слободы приходится на первые годы нахождения Казани под властью
Московского княжества. Тогда в середине 16-го века, в этом районе селились татары,
воевавшие на стороне Ивана Грозного, а также феодалы, служившие русским. Изначально
слобода представляла собой небольшой посёлок, стоящий на берегу озера
Кабан, но к 1568 году здесь уже было более полутора сотен дворов, несколько
улиц, рынок и мечети.
Разросшийся пригород разделился на три части, в каждой из которых проживала
определенная прослойка общества. На юге жили преимущественно ремесленники. Центральная
часть слободы была занята культурными объектами и жилищами зажиточных татар.
На севере строились деловые и муниципальные объекты, а также жилища госслужащих.
Современный центр района расположен на улице им. Г. Тукая.
Шли годы, деревянные постройки ветшали и заменялись каменными, слобода росла
и развивалась. После издания императрицей Екатериной декрета о веротерпимости
в районе начали появляться мусульманские святыни. Среди наиболее известных культовых
памятников, которые сегодня можно увидеть во время экскурсий по Старо-Татарской
слободе, наиболее известны:
- Мечеть Аль
- Марджани - заложенная в 1767 году по инициативе купца Юнусова.
Эта мечеть стало первым официальным исламским приходом, появившимся в Казани
после взятия города Иваном Грозным. Возведение святыни заняло четыре года;
сегодня это одна из главных казанских мечетей;
- Апанаевская мечеть, ранее известная как Байская, —
вторая каменная мечеть, появившаяся на территории Старо-татарской слободы;
- Бурнаевская мечеть - своеобразный символ взаимодействия
русской и татарской культур. Архитектура этой святыни содержит в себе архитектурные
элементы свойственные обоим народам.
Кроме мечетей, в число главных памятников Старо-Татарской слободы входит ряд
гражданских построек, наиболее известной из которых является Дом Шамиля. Этот
особняк получил своё название в честь духовного лидера кавказских мусульман,
воевавшего с царской армией в 19-м веке. Построен "дворец" был по заказу купца
Апакова, дочь которого вышла замуж за имама Шамиля. Гуляя по слободе, можно
увидеть множество уникальных памятников, контрастирующих с привычными российскими
достопримечательностями той эпохи. Не будет преувеличением сказать, что Старо-Татарская
слобода — это маленький кусочек Востока в самом сердце России.
|